4. Память
Энграммы, позволяющие создавать представления, одновременно являются и физиологической предпосылкой памяти, которая тесно связана с воображением. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Также и между отдельными энграммами возникают связи.
Новейшие исследования приносят доказательства того, что с образованием отпечатков связана концентрация и структура рибонуклеиновой кислоты (РНК). У червей вида Dugesia dorotocephalea был создан условный рефлекс в лабиринте, имеющем форму буквы «Т» таким образом, что, когда они поворачивали в один рукав лабиринта, они всегда получали электрический разряд, а в другой рукав они вползали беспрепятственно. Черви «научились» ползти туда, где была «свободная дорога», и сохраняли этот рефлекс и после того, как электрический ток был отключен. После образования этого рефлекса черви были разрезаны на две половины и через некоторые время они регенерировали, как с головного, так и с хвостового конца. В обеих группах сохранился условный рефлекс. Авторы эксперимента Корнинг и Джон затем модифицировали эксперимент так, что после перерезки они содержали червей в воде с низкой концентрацией рибонуклеазы, которая нарушает или изменяет структуру вновь образующейся РНК. Это действие проявилось именно у тех индивидов, которые регенерировали из хвостового конца, где, естественно, перед перерезкой условная связь не была закодирована. Результатом эксперимента явился тот факт, что черви, регенерировавшие при этих условиях из хвостового конца, не имели в лабиринте условной связи.
Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение (репродукция, которая предполагает узнавание) прежнего содержания нашего опыта. Все традиционные психологи различают в процессе памяти три «механизма», три «фазы», «компонента» и т. п.
1. Запоминание (рецепция, импрегнация).
2. Сохранение, удержание памяти (ретенция).
3. Воспроизведение (репродукция).
Запоминание – это способность принимать новые импульсы (восприятия, мысли, опыт). В старости она очень ограничена. Способность к запоминанию снижают, например, травмы головы и ряд заболеваний. Способность к запоминанию весьма выражена у детей, но способность к сохранению у них слабее.
Сохранение памяти – это способность удержать, сохранить знания и сведения. Когда мы говорим о хорошей или плохой памяти, то, как правило, мы имеем в виду способность отдельного лица удержать надежно количественно большой объем сведений, понятий, представлений, определений, опыта и т. п. Сохранение памяти у старых людей касается только более старого опыта, который тем глубже погружается в детский возраст, чем менее выражена способность к запоминанию новых сведений.
М. Фарадей в последние годы жизни имел настолько нарушенную память, что забыл о том, что он открыл и снова работал над своим открытием и вновь открыл ту же вещь. Память была расстроена более глубоко, чем творческий интеллект.
Воспроизведение памяти (репродукция) – это способность помнить и обновить (репродуцировать) определенное содержание сознания. Воспроизведение усиливает или ослабляет ряд факторов: утомление, сильное возбуждение, алкоголь, кофеин, отдых.
Но разделение процесса памяти на вышеописанные три фазы является лишь методическим вспомогательным средством для анализа процесса памяти. К нему присоединяется, как правило, и процесс узнавания, который отличается от процесса воспроизведения тем, что при воспроизведении речь идет об искомом содержании, а узнавание начинается с данного содержания.
Воспроизведение: А дается в качестве раздражителя и опять познается А.
Подсознательный плагиат, например, является воспроизведением без узнавания.
Память нельзя ограничить лишь только этими тремя или четырьмя компонентами. Наш ежедневный опыт свидетельствует о том, что, например, стадия запоминания предполагает уже сохранение, а обычно и необходимость воспроизвести сохраняющийся опыт и содержание памяти. Одновременно принимает в этом участие и мышление и т. п.
В процессах памяти речь идет о мнемотехнической способности, об общей биологической способности живой материи создавать в пластической нервной системе систематически прочные и длительные связи.
Что касается видов памяти, то здесь мы различаем:
а) память двигательную (она проявляется способностью репродуцировать движение и поведение. Она является основой умения и привычек: сравни, например, умывание по утрам и одевание);
б) наглядную (чувственную) память;
в) эмоциональную (аффективную) память;
г) логическую память, в противоположность ;
д) механической памяти, которая не связывает материал логическими связями, а довольствуется механическим запоминанием.
Так же как и при восприятии и воображении, мы можем и в данном случае говорить о типах памяти (визуальная, акустическая и т. п.).
Что касается качества памяти, то память отдельных лиц отличается:
а) быстротой запоминания;
б) длительностью сохранения в памяти;
в) объемом запечатленного материала;
г) точностью запечатленного материала;
Индивидуальное значение определенного явления или события или определенной области реальности, начиная уже от ориентировочных рефлексов у животных, удовлетворение потребностей и пластичность центральной нервной системы являются важными предпосылками процессов памяти. У человека – понимание, узнавание являются существенным условием запоминания, когда речь идет о возможности запоминания. Совершенно другие факты наблюдаются, например, у насекомых. Советский исследователь В. А. Вагнер изучал «память» шмелей; А. Бете занимался изучением «памяти» пчел. Они установили, что достаточно только переместить гнездо или улей на полметра или на метр и насекомое уже не может его найти. Следовательно, в этом случае речь идет не о фактической памяти, а о топографической. Но при этом остался нерешенным другой вопрос: не идет ли здесь речь о специфическом органе чувств или направления, или ориентации.
Запоминание может быть непроизвольным или произвольным, целенаправленным; в таком случае по сути имеет место процесс учения (в более узком смысле слова).