/     /  
Глава 5. Методика изучения соматонозогнозий

Глава 5. Методика изучения соматонозогнозий

В процессе обследования и особенно лечения врач должен постоянно интересоваться тем, как больной понимает свое заболевание и как к нему относится. Соматонозогнозия хотя и имеет субъективную природу, но является важным элементом объективного статуса больного.

Для определения типа соматонозогнози одни данные обследования недостаточны, необходим также анализ психологического состояния, опирающийся не только на результаты комплексного исследования, но и на умение врача проникнуть во внутренний ми больного. Это качество врача должно быть непременным условием его деятельности независимо от специально сти и места работы. Прививать это качество следует еще на студенческой скамье, с первых дней прихода студента в клинику. Совершенствуется же оно постоянно в процессе врачебной практики. Проникновению во внутренний мир больного способствует знание его личностных особенностей. Следует выяснить, как больной оценивает характер и тяжесть заболевания, а также ситуацию, в которой оказался.

Напомним, что в структуре соматонозогнозии первым этапом является сенсологический, включающий выраженность ощущений дискомфорта, боли, дефицитарность. Этот этап может намного опережать внешние проявления болезни. Большая восприимчивость болезненных ощущений наблюдается у людей, физически и психически истощенных, а также, как указывалось выше, в случаях акцентуации и определенной степени деформации личности. Оценочный этап, т. е. оценка больным различных проявлений болезни, зависит не только от их интенсивности, но также от «встречного» активного отношения к ним со стороны больного. Важно определить «баланс» (или преобладание) мыслитель­ного и эмоционального (учет «разумных» и «чувстви­тельных» сторон личности) компонентов в отношении к заболеванию. Нужно выяснить, как больной реагирует на болезнь, опираясь на размышления и благоразумие или в зависимости от колебаний настроения. Интеллектуализированный характер отношения к болезни бывает как положительно, так и отрицательно на­правленный. В первом случае лечение идет успешнее, во втором — оно затруднено. Художественные натуры чаще реагируют на болезнь импульсивно, преувели­ченно. Для них характерно эмоциональное реагиро­вание, т. е. более значимы эстетический, интимный компоненты болезни.

Личность как система отношения субъекта к миру и самому себе — это целостная иерархия «значимых» для него психологических установок, которая определя­ет своеобразие внутреннего мира и поведения. Отсюда отношение к заболеванию формируется не только не­посредственно под влиянием болезни, но и при помощи восприятия через присущую данному больному иерар­хию значимого (симптомы болезни, ее последствия, ситуационные моменты). Чем значимее происходящее, тем выраженнее его реакции на болезнь и связанные с нею события [Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А., 1975]. Выяснение значимого имеет перво­степенное значение для понимания своеобразия соматонозогнозии.

Познание психологических возможностей больных п прошлом и настоящем требует оценки эмоционально- волевой и интеллектуальной сферы. Особое внима­ние обращается на выявление у больных тревожности и мнительности, патогномоничных для гиперсоматонозогнозии. Взгляд больного на будущее, отношение к нему являются составляющим его психологического юстояния сегодня. Неизвестность вызывает у него дополнительный психологический стресс. Страх отра­жает переживания, вызванные действительной или мнимой угрозой самой жизни. Если опасность смерти действительно существует, то отдельные больные (в том числе и заболевшие врачи) могут впадать в самообман скорого выздоровления. Анализ мотивационной сферы позволяет определить отношение к болезни и лечению. Необходимо понять осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения, основные из них — смыслообразующие, которые являются ведущими в жизни человека. Они влияют на отношение к болезни, что является наиболее значимым, эмоционально насыщенным, связанным со смыслом повседневной жизни во всем ее объеме, с ее радостями и печалями, тревогами и надеждами. Система значимостей поможет составить представление, какой ущерб болезнь наносит его жизни, насколько она воспрепятствовала главному мотиву — жизненной цели личности. Уточняются мотивации в отношении лечения, профессиональной деятельности и т. д. Мотивы открываются за соотношением потребностей, а потребности определяются деятельностью. Субъективная сторона деятельности принадлежит к существенным внутренним характеристикам личности. Поэтому реакция на болезнь в определенной мере оказывается продуктом потребностей, нужд больного с вытекающей отсюда возможностью необъективной оценки заболевания.

Суицидные тенденции – предыдущая | следующая – Психологическая защита

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)