/     /  
Олигофрения

Олигофрения

Дефектный ментальный уровень

Несмотря на то, что глава о так называемых расстройствах интеллекта относится к учебникам психиатрии, их значение настолько велико, что необходимо коротко упомянуть о них и здесь (в связи с вышеприведен­ной главой). Мы различаем врожденные дефекты интеллекта (менталь­ного уровня) – все формы слабоумия, олигофрении – и деменцию, кото­рая не является врожденным пороком, а приобретается в течение жизни (опухоль мозга, склероз, старческая дементность, эпилепсия, последст­вия психотических заболеваний, особенно шизофрении).

Что касается олигофрении, то можно различать три ее степени:

1. Дебильность. Дебил способен окончить начальную школу, на­учиться читать, писать и считать, доступен воспитанию и обучению.

Дебильные дети отстают в своем психическом развитии примерно на одну четверть или на одну половину от своего фактического возраста. Будучи взрослыми они достигают зрелости мышления одиннадцатилет­него ребенка. Они могут выполнять не слишком сложные мануальные профессии не требующие инициативы и большей ответственности.

2.Имбецильность. Имбецил поддается частичному воспитанию и не способен к обучению. Он достигает в наилучшем случае уровня старше­го дошкольного возраста. Он не может справиться с учением в школе, но может обслужить сам себя и под непосредственным руководством, если речь не идет о тяжелой форме имбецильности, может делать и простей­шую работу.

3. Идиотия. Идиот не способен ни к воспитанию, ни к обучению. Он остается на уровне развития грудного ребенка или ползунка и нуждается в постоянной посторонней помощи или помещении в специальное учре­ждение, если такая помощь не может быть ему предоставлена дома.

Достаточно хорошо известно, что олигофрения возникает, напри­мер, в результате поражения плода вследствие неправильного или недо­статочного питания матери, вследствие некоторых заболеваний матери, таких, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз и т. п. Иногда решающую роль играет RH-фактор, облучение рентгеновскими лучами, гипоксия (асфиксия) в родах и мозговые травмы, и, наконец, особенно в первый период развития, воспаление мозга и мозговых оболочек, тяжелые отра­вления и т. д.

При диагностике олигофрении необходимо также тщательно вы­являть возможные формы социального слабоумия, которое в нашем но­вом общественном строе почти исчезло. В таких случаях человек хотя и проявляется как олигофрен, но низкий уровень умственного развития здесь бывает обусловлен не конституционально, а социальными услови­ями, недостатком социальной стимуляции, обучения и т. п.

Между нормальным умственным уровнем и олигофренией самой легкой степени имеется ряд постепенных переходов. Обычно различают следующий ряд:

норма – слабый средний уровень – уровень ниже средней нормы, но еще в пределах нормы – ограниченность (тупость) – пограничный пояс между ограниченностью и дебильностью – дебильность – имбециль­ность – идиотия.

Опытный психолог при исследовании всегда обращает внимание на пробелы в знаниях и умениях, в школьной успеваемости, на частоту за­болеваний и их тяжесть для того, чтобы затем, особенно при вербальных тестах, не интерпретировать ошибочно уровень умственного развития больного.

Врач и медицинская сестра должны также всегда помнить о разли­чиях среди больных, иметь в виду их интеллект. Вопросы, задаваемые при сборе анамнеза, и рекомендации, даваемые больному при выписке из больницы, при назначении лечения и режима, при объяснении харак­тера заболевания, должны соответствовать пониманию и знаниям боль­ного. Если мы замечаем, что больной нас не понимает, то ищем причину этого в способе нашего объяснения, а не в плохой внимательности боль­ного. Не следует проявлять по отношению к больному нетерпеливость, недовольство или надменность, необходимо попытаться просто подхо­дящим способом изменить свое объяснение. В противном случае мы за­труднили бы сами себе контакт с больным и могли бы вызвать недораз­умение или открытый конфликт.

Геритабельность интеллекта – предыдущая | следующая – Внимание

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)