/     /  
Нервная система

Нервная система

2. Развитие нервной системы как условие развития психики.

Развитие психической жизни обусловлено развитием нервной си­стемы :

1. Организмы, не имеющие нервной системы (амебы, инфу­зории) настолько малы, что не нуждаются в нервной системе. Для них достаточно возбудимости, движения, обмена веществ, размножения.

Внешнее раздражение вызывает выраженную реакцию на среду. И эти низшие организмы уже имеют определенный способ поведения. Например, инфузории собираются группами или перемещаются в зави­симости от температуры среды – они перемещаются с мест, имеющих слишком низкую (12 °С) или слишком высокую (30 °С) для них темпера­туру на места с оптимальной температурой (24-28 °С). Они реагируют в виде тропизмов (гелиотропизмы, геотропизмы, термотропизмы и т. д.) и таксиса (т. е. устремляются к источнику или от источника раздраже­ния).

2. Организмы с диффузной нервной системой (актинии, гид­ры) обладают нервной сетью без нервных центров. Поэтому раздраже­ние распространяется, диффундирует во всех направлениях в зависимо­сти от силы раздражения. Тело гидры, например, представляет собой полую трубку, образованную двумя рядами клеток. Одни из них имеют на концах нежные волокна – чувствительные, сенсорные клетки, другие вытягиваются в длинное мышечное волокно. Нервное возбуждение явля­ется сигналом, при помощи которого чувствительная клетка передает мышечным клеткам «приказ» к сокращению. Иногда сокращаются только щупальцы, в других случаях – весь организм в зависимости от силы раздражителя, а следовательно, и от раздражения (до какого места раздражение доходит). Как показывают опыты Леба, уже актинии обла­дают способностью к избирательным реакциям («оценивающим» им­пульсы, исходящие из внешней среды): втягивают кусочки бумаги, под­сунутые им экспериментатором.

3. Узловая, ганглионарная нервная система. Каждый членик (сегмент) дождевого червя имеет свой нервный узел. Поэтому он может реагировать совершенно самостоятельно, но и как целое (части целого), поскольку все узлы «связаны» с центральным головным узлом, который обрабатывает большинство импульсов.

Высшие черви реагируют на световые, тепловые, контактные, боле­вые раздражители. Ганглионарная нервная система обеспечивает им не только адаптационное поведение, но и модификационное – примитив­ные формы обучения, а тем самым и более дифференцирован­ную реакцию на среду.

Иеркс произвел с дождевыми червями эксперимент в лабиринте, имеющем форму буквы «Т», в правом плече которого находилась сетка, насыщенная электрическим током. После 80 – 100 попыток дождевые черви ползли уже только в левое плечо лабиринта. Эта биологическая подходящая реакция была наученной, вновь освоенной и она предпола­гает безсознательные низшие формы ощущения, памяти, «оценки», если бы мы позволили себе эту реакцию иллюстрировать понятиями, приня­тыми в человеческой психологии.

Более сложной и более развитой является сегментарная нервная си­стема у насекомых, особенно, если дело касается дифференциации орга­нов чувств. Известно, что жуки-могильщики слетаются издалека и в большом количестве к падали; светляки способны по запаху найти под корой дерева личинку совершенно определенного насекомого и от­ложить в нее яички.

Карл фон Фриш доказал, что пчелы различают цвета. Он помещал между прямоугольниками, окрашенными в серый цвет различных оттен­ков, всегда один цветной прямоугольник с пищей. Пчелы, вначале садив­шиеся на все прямоугольники, через некоторое время стали садиться только на цветной прямоугольник. При контрольном опыте с прямо­угольниками без пищи (серые и цветные рядом уложенные) на цветной прямоугольник за 4 минуты прилетело 280 пчел, в то время как на все се­рые прямоугольники сели только 3 пчелы. Этой же методикой он вы­явил у пчел способность дифференцировать формы.

4. Трубчатая нервная система с центральным и периферическим отделом. Начиная от млекопитающих, кора больших полушарий явля­ется органом психической жизни. Поверхность коры увеличивается при помощи увеличения количества и глубины извилин, возникают специ­ализированные центры, возрастает значение лобных долей.

Функдии отдельных частей головного мозга, который развился, как известно, из нервной трубки, были тщательно изучены, и знание их явля­ется, например, важной основой неврологической диагностики.

Продолговатый мозг регулирует важнейшие жизненные процес­сы: дыхание, пищеварение, кровообращение.

Мозжечок координирует движения и тонус мускулатуры, средний мозг – движения, вызванные раздражением зрения и слуха; промежуточ­ный мозг – ряд сложных движений, вызванных эмоциальными впечатле­ниями, обеспечивает эмоциональное восприятие, передний мозг являет­ся центром личного опыта и активного поведения

Способности обучаться – предыдущая | следующая – Способность обучения у животных

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)