2. Развитие нервной системы как условие развития психики.
Развитие психической жизни обусловлено развитием нервной системы :
1. Организмы, не имеющие нервной системы (амебы, инфузории) настолько малы, что не нуждаются в нервной системе. Для них достаточно возбудимости, движения, обмена веществ, размножения.
Внешнее раздражение вызывает выраженную реакцию на среду. И эти низшие организмы уже имеют определенный способ поведения. Например, инфузории собираются группами или перемещаются в зависимости от температуры среды – они перемещаются с мест, имеющих слишком низкую (12 °С) или слишком высокую (30 °С) для них температуру на места с оптимальной температурой (24-28 °С). Они реагируют в виде тропизмов (гелиотропизмы, геотропизмы, термотропизмы и т. д.) и таксиса (т. е. устремляются к источнику или от источника раздражения).
2. Организмы с диффузной нервной системой (актинии, гидры) обладают нервной сетью без нервных центров. Поэтому раздражение распространяется, диффундирует во всех направлениях в зависимости от силы раздражения. Тело гидры, например, представляет собой полую трубку, образованную двумя рядами клеток. Одни из них имеют на концах нежные волокна – чувствительные, сенсорные клетки, другие вытягиваются в длинное мышечное волокно. Нервное возбуждение является сигналом, при помощи которого чувствительная клетка передает мышечным клеткам «приказ» к сокращению. Иногда сокращаются только щупальцы, в других случаях – весь организм в зависимости от силы раздражителя, а следовательно, и от раздражения (до какого места раздражение доходит). Как показывают опыты Леба, уже актинии обладают способностью к избирательным реакциям («оценивающим» импульсы, исходящие из внешней среды): втягивают кусочки бумаги, подсунутые им экспериментатором.
3. Узловая, ганглионарная нервная система. Каждый членик (сегмент) дождевого червя имеет свой нервный узел. Поэтому он может реагировать совершенно самостоятельно, но и как целое (части целого), поскольку все узлы «связаны» с центральным головным узлом, который обрабатывает большинство импульсов.
Высшие черви реагируют на световые, тепловые, контактные, болевые раздражители. Ганглионарная нервная система обеспечивает им не только адаптационное поведение, но и модификационное – примитивные формы обучения, а тем самым и более дифференцированную реакцию на среду.
Иеркс произвел с дождевыми червями эксперимент в лабиринте, имеющем форму буквы «Т», в правом плече которого находилась сетка, насыщенная электрическим током. После 80 – 100 попыток дождевые черви ползли уже только в левое плечо лабиринта. Эта биологическая подходящая реакция была наученной, вновь освоенной и она предполагает безсознательные низшие формы ощущения, памяти, «оценки», если бы мы позволили себе эту реакцию иллюстрировать понятиями, принятыми в человеческой психологии.
Более сложной и более развитой является сегментарная нервная система у насекомых, особенно, если дело касается дифференциации органов чувств. Известно, что жуки-могильщики слетаются издалека и в большом количестве к падали; светляки способны по запаху найти под корой дерева личинку совершенно определенного насекомого и отложить в нее яички.
Карл фон Фриш доказал, что пчелы различают цвета. Он помещал между прямоугольниками, окрашенными в серый цвет различных оттенков, всегда один цветной прямоугольник с пищей. Пчелы, вначале садившиеся на все прямоугольники, через некоторое время стали садиться только на цветной прямоугольник. При контрольном опыте с прямоугольниками без пищи (серые и цветные рядом уложенные) на цветной прямоугольник за 4 минуты прилетело 280 пчел, в то время как на все серые прямоугольники сели только 3 пчелы. Этой же методикой он выявил у пчел способность дифференцировать формы.
4. Трубчатая нервная система с центральным и периферическим отделом. Начиная от млекопитающих, кора больших полушарий является органом психической жизни. Поверхность коры увеличивается при помощи увеличения количества и глубины извилин, возникают специализированные центры, возрастает значение лобных долей.
Функдии отдельных частей головного мозга, который развился, как известно, из нервной трубки, были тщательно изучены, и знание их является, например, важной основой неврологической диагностики.
Продолговатый мозг регулирует важнейшие жизненные процессы: дыхание, пищеварение, кровообращение.
Мозжечок координирует движения и тонус мускулатуры, средний мозг – движения, вызванные раздражением зрения и слуха; промежуточный мозг – ряд сложных движений, вызванных эмоциальными впечатлениями, обеспечивает эмоциональное восприятие, передний мозг является центром личного опыта и активного поведения