/     /  
Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций(нейропсихологические исследования)

Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций(нейропсихологические исследования)

В.М. Поляков

Иркутск, Россия

Проблема

Скрининговые нейропсихологические исследования больших групп детей, объединенных в рамках той или иной популяции, могут стать одни из интересных направлений в детской нейропсихологии и нейропсихологии индивидуальных различий, которые и являются их основной теоретической и методической базой, а также источником новых научных разработок (Симерпицкая, 1985; Ахутина и др., 2000: Корсакова и др., 1997; Микадзе, 2002; Лебединский, 1998; Манелис, 1999; Хомская, 1998; Москвин, 2002). Естественно, что ведущим в скрининговых исследованиях остается Луриевский факторный (синдромный) подход.

В то же время, необходимо подчеркнуть, что закономерности формирования высших психических функций (ВПФ) и процессов латерализации на популяционном уровне имеют свои отличия, и поэтому их изучение не может быть сведено только к исследованию индивидуальных особенностей развития отдельных детей. Такие закономерности могут быть обнаружены при нейропсихологическом скрининге больших выборок детей, находящихся в определенных условиях онтогенеза, к которым относятся социально-экономические, экологические, климато-географические и некоторые другие.

Эти же условия определяют также и те особенности, которые отличают процессы развития в одной детской популяции от другой. Пока отсутствуют популяционные эталоны (возможно, их вообще не существует), основным методом интерпретации получаемых в скрининге результатов является сравнение данных об особенностях формировании ВПФ и процессов латерализации в разных популяциях детей. Такой сравнительный анализ, особенно на первом этапе работ, лучше проводить между популяциями, базирующимися на единой культуре и языке.

В скрининговых нейропсихологических исследованиях, таким образом, основным объектом изучения выступает не конкретный ребенок, а обобщенный нейропсихологический «портрет» выборки (популяции), включающий в себя максимально возможное разнообразие вариантов индивидуального развития и отражающий уже на популяционном уровне закономерности формирования ВПФ и процессов латерализации. Следовательно, чтобы получить дополнительную (многомерную) информацию о психическом развитии, необходимо переключить внимание от непосредственного аначиза индивидуальных данных конкретного ребенка к анализу тех феноменов, которые проявляются только на уровне больших групп детей со схожими условиями онтогенеза.

Ниже приводятся результаты первых попыток проведения скрининговых нейропсихологических исследований детских популяций Восточной Сибири. Изучались процессы латерализации и состояние зрительной и слухоречевой памяти в выборках сельских и городских детей в возрасте 5-11 лет. Всего было обследовано 1927 детей, в том числе 1056, проживающих в городе и 871 - в сельской местности. Соотношение мальчиков и девочек было примерно одинаковым: соответственно 41,3% и 58,7%. В выборку вошли дошкольники, посещавшие детский сад или воспитывавшиеся дома, и ученики начальных классов общеобразовательных школ. Городские дети представляли, как минимум, третье поколение, проживающее в городе, а сельские дети относились к четвертому поколению сельских жителей.

Методика

Возможность эффективного использования нейропсихологических методов в групповых исследованиях продемонстрирована в последнее время в ряде работ (Комаровская и др., 2002; Гераськина, 2002; Королева, 2002).

Основные требования, предъявляемые к методикам во время проведения скрининга, следующие: доступность для большинства детей изучаемой популя­ции, максимально возможная краткость выполнения во времени, достаточная полнота получаемой с их помощью информации. Этим условиям удовлетворял выбранный нами сокращенный и адаптированный вариант нейропсихологичес- кой батареи проб А.Р. Лурия (Лурия 1973b; Корсакова и др., 1997). Методики предъявлялись в следующем, строго фиксированном порядке: реципрокная координация (тест Озерецкого), динамический праксис, праксис позы (пальцев руки), перенос поз по кинестетическому образцу, пространственный праксис (проба Хэда), оценка и воспроизведение ритмических структур, тактильный гнозис (проба Ферстера), запоминание двух групп по три слова, запоминание пяти слов в порядке предъявления, запоминание пяти невербализуемых фигур. Каждому ребенку давалось не более трех попыток для выполнения задания, а в случае его успешного выполнения сразу переходили к следующему.

Исследование латеральных признаков включало в себя пробы на опре­деление асимметрии моторной сферы («переплетение пальцев», «перекрест рук», «аплодирование», «перекрест ног», бросание мяча, предпочтение руки при письме), слухового («прислушивание», «часы») и зрительного («бинокль», совмещение карандаша и точки) анализаторов.

Вся процедура обследования одного ребенка не превышала 20 минут.

вербальные и литеральные парафразии - предыдущая | следующая - типы латерализации

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

 

 


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)