Межсистемные и внутрисистемные перестройки слухоречевой памяти в младшем школьном возрасте(вербальные и литеральные парафразии)

 

При сравнении количества литеральных и вербальных парафазий, исполь­зованных детьми в разных возрастных группах, было выявлено, что дети 6 лет использовали литеральные парафазии в 128 случаях, а вербальные в 89 случаях. Соответственно в других возрастных группах: 7 лет – 174 и 142; 8 лет – 65 и 62; 9 лет – 11 и 28; 10 лет – 28 и 33.

Если рассмотреть соотношение между литеральными и вербальными парафазиями в каждой возрастной группе, то можно видеть, что оно меняется с возрастом в сторону преобладания вербальных парафазий. В 6 лет это соотношение равно 1,4 в пользу литеральных парафазий; в 7 лет – 1,2; в 8 лет – 1,0; в 9 лет – 0,4; в 10 лет – 0,8.

Диссоциация между актуализацией литеральных и вербальных парафазий при предъявлении разных видов стимульного материала может свидетельство­вать о том, что при его восприятии и воспроизведении возникает опора на разные системы связей, в которые включено слово, и, возможно, на разные структуры мозга. Литеральные парафазии могут возникать при опоре на перцептивные характеристики, а вербальные – при опоре на смысловые. Таким образом, с увеличением возраста ребенок во все большей степени начинает ориентироваться на смысловые связи и это можно связать с иерархическими перестройками в функциональной системе памяти.

 


В плане межфункциональных перестроек эти данные свидетельствуют о том, что в возрасте 8 лет происходит переориентация во взаимодействии системы слухоречевой памяти с системами восприятия и мышления в пользу доминирования последней.

В то же время, можно отметить, что небольшое количество замен без связи со стимулом у детей в возрасте 6-10 лет означает, что уже с шестилетнего возраста у ребенка имеются системы перцептивных и смысловых связей.

 

память у младших школьников – предыдущая | следующая – нейропсихологические исследования

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание