Из новых учебников психологии почти исчезла глава, посвященная воле, и вместо нее появилась глава, посвященная мотивации. Но несмотря на это мы полагаем, что было бы неправильным отказаться от терминов «воля», «волевые процессы», «волевое действие» по существенным причинам. Мы не считаем, что их можно полностью охватить и заменить словом «мотивация».
Авторы живо и образно написанной книги «Человек в обществе» (Креч и сотр.) убеждены в том, что понять взаимоотношения людей – означает узнать направление и постоянство их поступков. Почему такой-то больной решил отвергнуть лечение? Почему он перешел от одного врача к другому? Это вопросы, относящиеся к направлению действия. Почему Альберт Швейцер в течение многих лет переносил тяжелую жизнь в Ламбарене в африканской пустыне? Почему Гус стойко перенес гонения, и, наконец, мучительную смерть? Это вопросы, касающиеся устойчивости действия.
Изучение направления и устойчивости действия является изучением мотивации. Но мотивация не касается лишь действия в более узком смысле слова. Она заключена и в детерминации процесса познания; познание, так же как и действие, находится в тесной связи с потребностями и целями – мотивируется ими. (Например, в сумерках дерево нам может показаться фигурой того, кого мы ждем и кому идем навстречу, кого ожидаем на каждом шагу. В данном случае не идет речь о познании адекватного раздражителя, познание было искажено мотивацией, ожиданием.)
Следовательно, мотив, побуждение поступка является основным понятием мотивационных теорий. Иногда ставят знак равенства между понятиями мотив = потребность. Левин в 1926 году высказал предположение, что поведение мотивировано напряжением потребностей или биологических потребностей, или так называемых квазипотребностей (умысел, намерения). Потребность предоставляет субъекту, находящемуся в поле окружения индивида, характер стимула, толчка позитивного или негативного характера. И только предмет, имеющий характер стимула, дает нашему поступку цель. Следовательно, в данном случае потребность рассматривается как мотив (а мотив как потребность), как сила, которая приводится в движение и поддерживает поведение. Различают потребности положительные (побуждающие позитивно к достижению цели, как например, стремление, страстное желание) и отрицательные (страх, тоска, отвращение), носящие характер силы, отталкивающей человека от определенных предметов. Однако и другие авторы, несмотря на различные концепции (сравни, например, Аткинсон, который определяет потребность как диспозицию, ведущую к особому способу овладения в смысле действия, афилиации или власти), под мотивацией понимают стремления, инстинкты, влечения, потребности в качестве основы действия.
Но мы полагаем, что о воле и волевых актах мы можем и будем говорить в тех случаях, когда речь идет о сознательном, целенаправленном осуществлении мотивов (побуждений).
Современная психология занималась анализом волевых процессов и разделила их постепенность на три фазы:
1.подготовка волевого акта,
2. волевой акт,
3. волевое поведение.
Подготовка волевого акта исходит из биологических потребностей в самом широком смысле слова. Потребности человека можно разделить на биологические более старые и более молодые, на материальные и духовные (например, потребность в еде – потребность в культурных ценностях). Некоторые психологи считают потребности вторичными, а влечения – первичными. Мы считаем, что понятие «потребность» является более широким понятием. Влечение – это органическаая потребность (Рубинштейн), отражающаяся в органической сенсибильно- сти.
Другой формой потребности являются интересы, особенно центральные интересы, – концентрация психической жизни (постоянная, сопровождающая личность) на определенной области действительности.
Следующей формой являются ценности (и идеалы).
Влечения являются бессознательными мотивами волевых актов, в то время как интересы, ценности (идеалы) мы можем рассматривать в качестве сознательных мотивов волевого поведения.