/     /  
III. Мотивация и волевые процессы (воля)

III. Мотивация и волевые процессы (воля)

Из новых учебников психологии почти исчезла глава, посвященная воле, и вместо нее появилась глава, посвященная мотивации. Но несмотря на это мы полагаем, что было бы неправильным отказаться от терминов «воля», «волевые процессы», «волевое действие» по существенным при­чинам. Мы не считаем, что их можно полностью охватить и заменить словом «мотивация».

Авторы живо и образно написанной книги «Человек в обществе» (Креч и сотр.) убеждены в том, что понять взаимоотношения людей – означает узнать направление и постоянство их поступков. Почему та­кой-то больной решил отвергнуть лечение? Почему он перешел от одно­го врача к другому? Это вопросы, относящиеся к направлению действия. Почему Альберт Швейцер в течение многих лет переносил тяжелую жизнь в Ламбарене в африканской пустыне? Почему Гус стойко перенес гонения, и, наконец, мучительную смерть? Это вопросы, касающиеся устойчивости действия.

Изучение направления и устойчивости действия является изучением мотивации. Но мотивация не касается лишь действия в более узком смысле слова. Она заключена и в детерминации процесса познания; по­знание, так же как и действие, находится в тесной связи с потребностями и целями – мотивируется ими. (Например, в сумерках дерево нам может показаться фигурой того, кого мы ждем и кому идем навстречу, кого ожидаем на каждом шагу. В данном случае не идет речь о познании адекватного раздражителя, познание было искажено мотивацией, ожиданием.)

Следовательно, мотив, побуждение поступка является основным по­нятием мотивационных теорий. Иногда ставят знак равенства между по­нятиями мотив = потребность. Левин в 1926 году высказал предположе­ние, что поведение мотивировано напряжением потребностей или био­логических потребностей, или так называемых квазипотребностей (умы­сел, намерения). Потребность предоставляет субъекту, находящемуся в поле окружения индивида, характер стимула, толчка позитивного или негативного характера. И только предмет, имеющий характер стимула, дает нашему поступку цель. Следовательно, в данном случае потреб­ность рассматривается как мотив (а мотив как потребность), как сила, которая приводится в движение и поддерживает поведение. Различают потребности положительные (побуждающие позитивно к достижению цели, как например, стремление, страстное желание) и отрицательные (страх, тоска, отвращение), носящие характер силы, отталкивающей че­ловека от определенных предметов. Однако и другие авторы, несмотря на различные концепции (сравни, например, Аткинсон, который опреде­ляет потребность как диспозицию, ведущую к особому способу овладе­ния в смысле действия, афилиации или власти), под мотивацией понима­ют стремления, инстинкты, влечения, потребности в качестве основы действия.

Но мы полагаем, что о воле и волевых актах мы можем и будем го­ворить в тех случаях, когда речь идет о сознательном, целенаправлен­ном осуществлении мотивов (побуждений).

Современная психология занималась анализом волевых процессов и разделила их постепенность на три фазы:

1.подготовка волевого акта,

2. волевой акт,

3. волевое поведение.

Подготовка волевого акта исходит из биологических потребностей в самом широком смысле слова. Потребности человека можно разде­лить на биологические более старые и более молодые, на материальные и духовные (например, потребность в еде – потребность в культурных ценностях). Некоторые психологи считают потребности вторичными, а влечения – первичными. Мы считаем, что понятие «потребность» является более широким понятием. Влечение – это органическаая по­требность (Рубинштейн), отражающаяся в органической сенсибильно- сти.

Другой формой потребности являются интересы, особенно цен­тральные интересы, – концентрация психической жизни (постоянная, со­провождающая личность) на определенной области действительности.

Следующей формой являются ценности (и идеалы).

Влечения являются бессознательными мотивами волевых актов, в то время как интересы, ценности (идеалы) мы можем рассматривать в качестве сознательных мотивов волевого поведения.

Оговорки – предыдущая | следующая – Влечения

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)