Культура и нравственность (продолжение)

Для эмпирической проверки теории использовалась совокупность сценариев, содержащих моральные дилеммы,  и респонденты давали им моральные оценки. Например, в одном из сценариев описывалась ситуация с мужчиной, жена которого была тяжело больна и могла умереть без получения соответствующего лекарства. Цены на лекарство в аптеках были очень высокими, а денег для его покупки было недостаточно; поэтому он совершает кражу лекарства из аптеки. Респондентов просили оценить действия персонажа.

Ответы классифицировались по шести категориям, относящимся к соответствующим стадиям при помощи кодирующих инструкций. Снэри (Snarey, 1985) провел аналитический обзор 45 работ, посвященных изучению проблемы морального развития в двадцати восьми странах, и пришел к заключению, что предложенная Колбергом последовательность моральных стадий получила хорошее подтверждение, поскольку случаи пропуска какой-либо стадии или регресса к предыдущей стадии были редкими. Тем не менее, он выделил две тенденции:  члены развитых западных обществ и представители среднего класса достигали в своем развитии более высоких стадий по сравнению с членами традиционных обществ. Стадии 3 и 4 присутствовали практически во всех обществах, а стадия 5 была редкой в подавляющем массиве выборок.

Одно из объяснений этих результатов состоит в том, что стадии 5 и 6 морального развития связанны с культурной спецификой. Однако Снэри с такой интерпретацией не согласен, утверждая, что члены той или иной культуры могут использовать какую-то конкретную стадию (как оценочную моральную категорию – прим. переводчика, В.С.) наиболее часто, хотя все культуры в своем моральном развитии совершенно одинаковы. Другими словами, частота проявления стадий может отражать различия в средней продолжительности жизни, уровне социального экономического развития или социально-технической развитости общества. Ели общество преимущественно состоит из детей и молодых взрослых, что часто присуще традиционным обществам (в которых средняя  продолжительность жизни не высокая), то можно ожидать, что наиболее выраженный уровнЯ морального  развития будет соответствовать более низкой стадии, чем в обществе, состоящем преимущественно из лиц более старшего возраста.

Тот факт, что наиболее выраженный показатель морального развития общества соответствует одной из низких стадий, не делает эту культуру нравственно недоразвитой до тех пор, в этой культуре есть люди, способные функционировать на более высокой стадии морального развития. Снэри приходит к выводу, что каждая культура способна опираться на принципы более высоких стадий морального развития. Таким образом, культуры с точки зрения морального развития одинаковы.

Снэри допускает возможность модификации кодирующего инструментария Колберга, поскольку более высокие стадии отражают западное мировоззрение и не учитывает не-западные способы мышления и мировоззрения. Это не означает, что, например, в индийской философии человеческая жизнь не имеет ценности, но она оценивается  с позиции культурной специфики.

Ценности, которые присущи некоторым культурам (коллективные распределения результатов труда (см. глава 6), общее счастье, не насилие, целомудрие, нравственная чистота и непорочность, почитание родителей и старших, коллективная ответственность), не отражены в кодировочной инструкции Колберга.

В более широком плане критика теории Колберга (см., например, Shweder et al., 1990) включает аргументы, касающиеся того, что эта теория отражает индивидуалистическую ориентацию, ценности либерализма и является андроцентричной (центрированной на мужчине). Ее методология является гипотетически – предположительной и использует относительно абстрактные проблемные ситуации (дилеммы). Поэтому маловероятно, что при их предъявлении респондентам для моральной оценки последние будут испытывать какую-то особую личностную вовлеченность.

индивидуалистические культуры – предыдущая  |  следующая – ценности

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление