Яндекс.Метрика

Культура и нравственность (продолжение)

Эта теория является индивидуалистически ориентированной, так как  исходит из предположения об автономности индивида и индивидуалистической морали*, а выбираемые ценности (такие, как личное имущество, человеческая жизнь, индивидуальное сознание и совесть) целиком относятся к отдельным индивидам. Она отражает западный либерализм, поскольку, согласно ее постулатам, вполне вероятно, что Маркс и Будда могли бы получить низкие показатели по уровню морального развития. Эта теория андроцентрична потому, что в понимании морали по Колбергу акцент делается на те ценности, которых более часто придерживаются мужчины (такие как автономия и рациональность) и упускаются из виду ценности, которые чаще всего  разделяют женщины (такие как милосердие и сострадание, заботливость и внимательность), любовь, привязанность и эмоциональная поддержка (Gilligan, 1982; Brabeck, 1989).

_________________________________________________________

*т.е. мораль рассматривается как принадлежащая конкретному индивиду – примеч. переводчика, В.С.

 

Ликс (Lykes, 1985) показала, что мужчины имеют более индивидуализированное представление о себе, а женщины – более коллективистическое. Более конкретно, в многомерном исследовании Я-концепции она обнаружила, что женщины, особенно занимающие низкие уровни профессиональной занятости,  воспринимали себя как личностями, включенными в сеть межличностных взаимоотношений. Различные измерения социальной индивидуальности, такие как коллективистская идеология, социальная ответственность и чувствительность к социальным стимулам, коррелировали друг с другом для женщин, но не для мужчин.

Последние данные показывают (Joseph, Markus, Tafarodi, 1992), что формирование самооценок женщин и мужчин происходит по-разному. Самооценка личности будет высокой,  если индивид достигает целей, которые культурно одобряемы. Для американских мужчин это означает выделение из своей группы и независимость. Для американских женщин это означает связь со своей ин-группой  и взаимозависимость. В этой работе, опирающейся на изучение респондентов из Соединенных Штатов, самооценка мужчин зависела от социально значимых достижений, а самооценка женщин – от установления успешных взаимосвязей и привязанностей. Те лица, которые имели высокую самооценку, и недостаточно успешно выполняли функции, соответствующие своему полу,  проявляли защитные реакции*.

—————————————————————————————————

*т.е. проявляли элементы неадекватно завышенной, демонстрационной самооценки – прим. переводчика, В.С.

—————————————————————————————————

Более того, теории обязательно должна проверяться в кросс-ультурном контексте с использованием многомерных методов измерения. Использование только одного метода измерения, как это делается в методике Колберга, сильно снижает надежность получаемых результатов. В этой связи можно высказать сомнение в отношении валидности метода для коллективистических культур. Вот, например, какой получился результат  на контингенте респондентов из Новой Гвинеи в их реакциях на сценарий «человек совершает кражу лекарств, чтобы спасти жизнь своей жены» – они обычно отвечают: «Если ему никто не помог, я бы сказал, что мы виновны в совершении кражи этим человеком».

Возникает вопрос – какова могла бы быть коллективистическая теория морального развития? Ма (Ma, 1988), предложил вариант такой теории, отталкиваясь от положений теории Колдберга и отмечая, что стадии 5 и 6 не являются универсальными. Вместо этого он предложил западный и китайские варианты интерпретации этих стадий.

Представляется, что среди специалистов есть согласие в том, что более абстрактные моральные принципы отражают более высокие уровни морального обусловливания. Вместе с тем, у каждой культуры, по- видимому, есть различная совокупность высших ценностей. И люди, достигающие высших стадий морального развития – это те люди, которые руководствуются в своей жизни именно этими ценностями. Все ценности приемлемы до тех пор, пока они не вступают в противоречие с ценностями других людей, придерживающихся иных ценностей. Все мировые религии делают акцент на важности взаимоотношений между людьми, а наиболее влиятельным для миллиардов людей на всем земном шаре является мировоззренческая позиция, выраженная Конфуцием (который делает акцент на ценности семьи, родственных связей, государства и.т.д.). Исходя из этого, представляется интересным получить ответ на следующий вопрос: может ли коллективистическая мораль сочетать в одинаковой мере заботу о благополучии отдельного индивида и различных групп, начиная от самых малых  до всего человечества? Это абсолютно абстрактное предложение!

 

моральное развитие – предыдущая  |  следующая – культура и социальное поведение

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление