/     /  
I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (моральная ценность)

I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (моральная ценность)

Родоначальник этой теории — выдающийся швейцарский пси­холог Ж. Пиаже выделяет в умственном развитии ребенка четы­ре главные стадии, каждая из которых, в свою очередь, подраз­деляется на ряд фаз [1]. Переходный возраст (12—15 лет) характеризуется, по Пиа­же, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти опера­ции производятся. Это усложнение мыслительных действий ока­зывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает два таких момента. Прежде всего вступление в фазу формальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяю­щей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко. Вторая особенность юношеской психики, связанная с фор­мально-операционным мышлением,— изменение соотношения ка­тегорий возможности и действительности. Ребенок мыслит преж­де всего о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмо­циональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в дейст­вительности только часть сферы возможного. Поскольку логи­ческое мышление оперирует не только реальными, но и вообра­жаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неиз­бежно рождает интеллектуальное экспериментирование, свое­образную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда — своеобраз­ный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по сло­вам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был под­чиняться системам, а не системы — действительности. Концепция Пиаже получила широкое научное признание. «...В современной психологии не существует другой эксперимен­тально и математически обоснованной стадиальной схемы фор­мирования умственных действий и операций от младенчества до юности, кроме созданной Пиаже» [2]. Однако теория Пиаже не претендует на универсальность. Сосредоточив все внимание на когнитивных процессах, она ос­тавляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональ­ной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже глав­ным образом как фон развития интеллекта, а умственные опера­ции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Примени­тельно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заме­тен. А о более старших возрастах, когда формирование интел­лекта завершено, Пиаже вообще не говорит. Дальнейшим развитием идей Пиаже является когнитивно-ге­нетическая теория американского психолога Л. Колберга, кото­рый совместил принципы генетической психологии Пиаже с не­которыми идеями социальной психологии. Колберг рассматривает развитие интеллекта как аспект це­лостного процесса развития личности, причем социальная среда выступает не как система внешних взаимодействий, а как си­стема возможностей, стимулирующих индивида к принятию определенных социальных ролей. Свой подход Колберг наиболее подробно раскрывает на примере развития морального сознания. Он различает три главных уровня моральных суждений: доморальный уровень, «конвенциональную (от слова «конвенция»— договор; нечто обусловленное) мораль» и «автономную мораль». На первом, низшем уровне моральная ценность мыслится как нечто внеш­нее; на втором она усматривается в выполнении хороших или правильных ролей, поддержании установленного порядка и оп­равдании ожиданий других; на третьем уровне моральная цен­ность переносится внутрь личности, поведение лица должно соответствовать принятым им самим нормам и принципам. Каж­дому из этих уровней соответствуют определенные фазы умст­венного развития. Экспериментальные исследования Колберга подтвердили, что люди, поставленные перед лицом определен­ной моральной дилеммы, решают ее по-разному, в зависимо­сти от уровня своего интеллектуального развития. Однако моральных стадий больше, чем логических. Достижение опреде­ленной стадии умственного развития — необходимое, но не до­статочное условие перехода в следующую фазу морального развития. Человек, не способный к формально-логическим опе­рациям, не может иметь осознанных моральных принципов, но многие люди, вполне зрелые умственно, тем не менее не обла­дают автономной моралью. В связи с этим Колберг и его сотруд­ники подробно изучают особенности морального сознания под­ростков и юношей, используя и метод поперечных срезов, и лонгитюд,и межкультурные сопоставления. __________________________________________________________________________________ [1] Фрагменты ее книги «Душевная жизнь юношества» опубликованы в сб.: Педология юности/Под ред. И. Арямова. М— Л., Учиедгиз, 1931. [2]Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. 2-е изд., доп. М., По­литиздат, 1974, с. 279.

биологическое и культурное созревание - предыдущая | следующая - моральное сознание

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)