I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (биологическое и культурное созревание)

Юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет,— это прежде всего определенная стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования это­го возраста, по Шпрангеру,— открытие «я», развитие рефлек­сии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное постро­ение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «я» к практическому включению в различные виды жизнедея­тельности.

Положив в основу возрастной периодизации становление духовной жизни личности, Шпрангер делит юность на две фазы. Для 14—17-летних главная проблема — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимо­сти; у 17—21-летних на первый план выступает «кризис ото­рванности», чувство одиночества и т. д. Шпрангер подробно описывает исторические условия и социальное положение юно­шества, его нравственное развитие, формирование правосозна­ния, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения. Романтически-идеалистические истоки концеп­ции Шпрангера очевидны. В трактовке соотношения развития самосознания и практической деятельности он явно недооцени­вает ведущую роль последней. Однако его работа содержит ряд тонких наблюдений, включая указание на возможность несколь­ких разных типов развития в зависимости от типа личности. Шпрангер положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентаций.

Теория Шпрангера была существенно конкретизирована и развита Ш. Бюлер. Исследовательница уделяет особое внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Свя­зывая биологическое и культурное созревание с особенностями протекания психических процессов, Бюлер выделяет две фазы: негативную и позитивную.

Негативная фаза начинается еще в препубертатный период. Ее характерные черты — беспокойство, тревога, раздражитель­ность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность и т. д. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспо­собности. У девочек пик негативности приходится на пременструальный возраст, продолжаясь от 2 до 9 месяцев, и обычно заканчивается с началом менструации, в среднем негативная фаза развития падает у них на 11—13 лет. У мальчиков предел возрастных колебаний гораздо больше и негативная фаза обыч­но приходится па 14—16 лет.

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-ново­му воспринимать искусство, у него появляется новый мир цен­ностей, потребность в интимной человеческой близости, он ис­пытывает чувство любви, мечтает и т. д. В изучении внутреннего мира личности Бюлер придает решающее значение биографи­ческому методу и особенно изучению дневников. Собрав свыше 100 юношеских дневников, она обнаружила удивительную устойчивость их тематики (интерес к собственной личности, чув­ство одиночества, проблема времени, поиск идеала, жажда люб­ви и т. п.), несмотря даже на различия между поколениями (Бюлер сопоставила три девичьих дневника разных периодов — с 1873 до 1910 г.).

Персонологическая ориентация в психологии юношеского возраста была полезным противовесом натуралистическим био­генетическим концепциям. Однако идеалистические философ­ские позиции, стремление вывести развитие личности из глубин ее собственной мотивации, недооценка социально-классовых различий и увлечение субъективными источниками резко огра­ничивали ее возможности. Работы этого типа редко поднимают­ся над описанием чувств и переживаний молодых людей. Нельзя не сказать и об ограниченности дневникового метода. При всей его ценности дневник — источник весьма субъективный. Прежде всего дневники ведут далеко не все. В одни эпохи это модно, в другие — нет. Поскольку ведение дневника предполагает опре­деленный уровень образования, наличие свободного времени и склонность к рефлексии, юноши и девушки из буржуазно-интеллигентских семой вели их чаще, чем выходцы из рабочей сре­ды. Из 93 дневников (38 юношеских и 55 девичьих), обобщен­ных Бюлер в книге «Три поколения в юношеском дневнике» (1934), только пять принадлежали детям рабочих и ремеслен­ников и лишь три автора сами были рабочими. Весьма устойчи­вы также половые различия — девочки ведут дневники в не­сколько раз чаще, чем мальчики. Что же касается людей, веду­щих интимный дневник на протяжении всей жизни, то они не только редки, но и отличаются целым рядом индивидуальных особенностей.

В отличие от психодинамнческих и персонологических тео­рий, связывающих юность главным образом с развитием эмоций или духовного мира и самосознания личности, в центре внима­ния когнитивно-генетической теории находится развитие интел­лекта, познавательные процессы, способность индивида совер­шать те или иные логические операции. При этом, в противо­положность бихевиористским взглядам, по которым становление личности выглядит результатом более или менее внешнего «научения», эта теория утверждает закономерное развитие ум­ственных способностей, стадии которого строго детерминиро­ваны.

внутренний мир – предыдущая | следующая – моральная ценность

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.