/     /  
Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Широкой популярностью пользуется гипотеза К. Прибрама ю том, «что всякое мышление включает, помимо манипуляции знаками и символами, голографический компонент» [Прибрам 1975, 400]. Известны также близкие друг к другу концепции А. Пейвио [Paivio 1971] и Дж. Мортона [Morton 1969] о вер­бальных и образных средствах обработки и хранения информации, эти концепции опираются на экспериментальные данные, аналогичные тем, которые были получены А. Н. Соколовым [1967].

Мы не будем подробно останавливаться на анализе работ, трактующих проблему множественности кодов мышления, так как в нашей монографии содержится специальный раздел на эту тему, написанный А. А. Залевской.
Однако мы полагаем, что необходимо специально указать на работу Г. Г. Фурта [Furth 1979], содержащую эксперимен­тальное исследование мышления глухонемых детей. Фурт пока­зал, что глухонемые дети решают логические задачи, посиль­ные для их интеллекта, опираясь на неязыковые знаки. Отсут­ствие естественного языка, конечно, сказывается на уровне раз­вития интеллекта глухонемых детей, но не лишает их возмож­ности мыслить, опираясь на неязыковые средства.

Организация знаковых опосредователей мыслительных про­цессов не может быть рассмотрена в отрыве от интеллекта, частью которого они являются.

Наиболее развернутое обоснование организации интеллекта в той части, которая ответственна за обработку вербальной ин­формации, содержит концепция универсального предметного кода (УПК) Н. И. Жинкина [1982]. Средства УПК — «aprion возникшие пространственные схемы, наглядные представления, отголоски интонации, отдельные слова и т. п. Это субъективный язык, который не осознается говорящим» (вернее, его отдель­ные фрагменты осознаются в различной степени.— Е. Т., Я. У.) [Жинкин 1982, 93]. Однако хотя это и субъективный по средст­вам язык, но организация его универсальна: «Это логические правила, на основе которых возникают смысловые связи» [Там же, 93]. На этот язык происходит перевод содержания как при внутри-, так и при межъязыковой коммуникации. При перера­ботке вербального текста УПК — это средство перевода сук- цессивно организованного сообщения в симультанную схему, организованную в субъективном языке, удобную для обозрения и хранения.

Несколько иные, хотя и сходные представления об органи­зации специального языка мышления, который есть «язык отношений и связей», излагают советские психологи Д. А. Поспе­лов и В. А. Пушкин [1972, 8, 30—32].
Представляется очевидным, что проблема знаковых опосре­дователей мышления ни в коей мере не может быть решена в попытках составить более или менее полные каталоги знаков, обеспечивающих мыслительную деятельность, это только наи­более простая, наиболее доступная для решения часть пробле­мы. В целом же решение проблемы упирается, как и раньше, в проблему значения, но уже не только в проблему значения сло­ва, а в проблему значения знаковых опосредователей мышле­ния.

Это тот путь исследования речевого мышления, который был намечен Л. С. Выготским, продолжен А. Н. Леонтьевым и А. Р. Лурия. Из последних исследований на эту тему можно упомянуть работу одного из авторов этого раздела [Уфимцева 1983].

В работах по психологии речи речевое мышление описыва­ется как процесс решения задачи. При таком описании центр тяжести переносится на отображение собственно процесса по­лучения нового знания и отвлекается от речевого оформления полученного результата. К таким работам относятся работы А. Н. Соколова.

В психолингвистике речевое мышление описывается в моде­лях порождения речевого высказывания. В этих моделях основное внимание сосредоточено на речевом оформлении мысли, при этом отвлекаются от самого процесса получения нового знания, возникновения мысли.

Между этими моделями, отображающими отдельные фраг­менты единого процесса, нет никакого противоречия. Строго рассуждая, нет никаких препятствий для построения сложной модели речевого мышления, отображающей процесс получения нового знания, т. е. процесс решения задачи и речевого вопло­щения полученной мысли.

Существование двух моделей имеет под собой онтологиче­ское и гносеологическое основание. В реальной деятельности человека процессы решения задачи, получения нового знания, оформляющегося в мысль часто не при помощи языковых зна­ков, например при формулировании результатов «мышления для себя» (формулировка Гегеля), действительно оказываются оторванными в пространстве и времени от их окончательного речевого оформления. С другой стороны, факты творения и оформления мысли в слове поддерживают иллюзию оторванно­сти мысли от деятельности человека, которой она была порож­дена. Заслуга культурно-исторической школы (в первую оче­редь Л. С. Выготского, а затем и генетической эпистемологии Пиаже) заключается в том, что была показана связь мысли с предметной практической деятельностью, с социальным опытом личности, с формированием интеллекта (как системой операции мыслительной деятельности).

Гносеологические основания существования двух моделей для описания речевого мышления можно усмотреть в том, что исследование двух фрагментов процесса речевого мышления оказалось в ведении разных дисциплин — психологии речевого мышления и психолингвистики.

Наглядные образы – предыдущая | следующая – Речепорождение


Исследование речевого мышления в психолингвистике


Консультация психолога при личных проблемах


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)