canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Проблемы речепорождения. Исследование речепорождения.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

В теории речевой деятельности порождение речи описывает­ся при помощи трехфазной модели (обзор других моделей см. ниже). Первая фаза включает в себя ориентировку в ситуации общения, в собеседнике и в его речи, на этой же фазе осущест­вляется планирование высказывания во внутреннеречевом смыс­ловом коде, который представляет собой образы реальных предметов, схемы внешних действий, а иногда и языковые зна­ки [Жинкин 1964; Леонтьев А. А. 1969 и Шехтер 1959; Ахутина 1975]. Вторая фаза — это фаза реализации плана во внеш­ней речи; на третьей фазе происходит сличение полученного ре­зультата с первоначальным замыслом и принимается решение о коррекции полученного результата в новом высказывании или говорящий приходит к выводу о совпадении результата и за­мысла.

Фазе внутреннего программирования предшествует форми­рование мотива высказывания, и все порождение высказывания можно в большей или меньшей мере гипотетично представить как движение «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [Выготский 1956, 380—381]. Мотив (точнее, система мотивов, так как действие побуждается иерархически организованной системой мотивов [Леонтьев А. Н. 1977]) наряду с другими факторами обусловливает речевую интенцию, речевое намере­ние, которое затем во второй фазе реализуется в высказывании.

Необходимо заметить, что формирование представлений о механизме первой фазы порождения высказывания, осуществленное как применение взглядов П. К. Анохина на поведенче­ский акт к проблемам речепорождения, является достижением теории речевой деятельности. Взгляды П. К. Анохина на строе­ние и процесс осуществления поведенческого акта можно рас­сматривать как физиологическую (иногда психофизиологиче­скую) интерпретацию деятельностной объяснительной схемы [Анохин 1978, 234 и след.; 1976, 7—16]. В теории речевой дея­тельности А. А. Леонтьев применил эту интерпретацию, естест­венно, под определенным углом зрения для исследования по­рождения речевого высказывания [1969, 1974].

По П. К. Анохину, процесс выработки программы действия и принятия решения на совершение действия складывается из предрешения афферентного синтеза, когда происходят объедине­ние и оценка всех афферентов — «сопоставляются опыт, мотива­ция и обстановка», и собственно принятие решения [Анохин 1976]. Оценка афферентов и принятие решения, как подчеркива­ет П. К. Анохин, происходит в структуре той деятельности, на осуществление которой принимается решение; более того, к оцен­ке привлекается весь социальный опыт человека; кроме того, на принятие решения влияет оценка ситуации и изменений в ней в результате совершающихся действий.

Используя объяснительную схему П. К. Анохина для иссле­дования речепорождения, А. А. Леонтьев строит такую номенклатуру факторов, обусловливающих речевую интенцию. Во-первых, это, как уже упоминалось, мотивация, внутри которой вы­членяется доминирующая мотивация; во-вторых, обстановочная афферентация — совокупность сведений о ситуации, позволяю­щих выбрать ограничения на производство речевого высказы­вания; в-третьих, вероятностный опыт, который позволяет прог­нозировать развитие ситуации общения и осуществлять преднастройку к предстоящим событиям; и, наконец, в-четвертых, задача действия, связанная с представлением о структуре и цели деятельности в целом[1].

Анализ первой фазы речепорождения в объяснительной схе­ме теории речевой деятельности наталкивается на вывод, что на этой фазе наиболее интенсивно происходит «размыкание круга внутренних психических процессов» и включение в них внешних звеньев деятельности.

Основание для такого вывода дает анализ факторов, обус­ловливающих речевую интенцию. Система мотивов личности формируется обществом в процессе социализации [Леонтьев А. Н. 1977], сведения о ситуации общения (обстановочная афферентация) — это сведения, которые общающийся получает, соотнося наличную ситуацию с эталонами восприятия, т. е. это производное от опыта общения личности.

Таким образом, выбор стратегии осуществления речевого действия на второй фазе не связан жестко, алгоритмически с проанализированными факторами. В противоположность транс­формационной психолингвистике Миллера—Хомского, согласно которой выработка плана, принятие решения жестко, алгорит­мически связаны с ситуацией и план автоматически выбирается говорящим в зависимости от оценки ситуации, в теории речевой деятельности развит эвристический принцип порождения, вос­приятия и усвоения речи [Леонтьев А. А. 1975].

Экспериментально было показано [Ильясов 1968; Лущихина 1968 2], что речевое высказывание не порождается в виде алго­ритмически однозначного ответа на ситуацию-стимул. Более адекватной оказалась модель порождения речевого высказыва­ния, содержащая звено, в котором осуществляется выбор стра­тегии речевого поведения (фаза предрешения П. К. Анохина: чтобы быть адекватной, модель должна быть гибкой и допус­кать различные типы порождения (восприятия) речевого выс­казывания [Леонтьев А. А. 1975; Oksaar 1975].

Яндекс.Метрика