Этот вывод, несомненно, имеет большое научное значение. Он подтверждает справедливость критики советскими психологами концепции эгоцентризма, согласуясь также с разрабатываемым ими пониманием психического развития как процесса все более полного и детального отражения объективного мира.
Достаточно последовательно отвергая механистические бихевиористические концепции, сводящие развитие младенца к накоплению некоторой суммы навыков, Т. Бауэр стремится вскрыть динамику формирования тех внутренних процессов психического отражения действительности, которые приводят к перестройке внешнего поведения младенца и которые играют определенную роль в регуляции и ориентации этого поведения. Ход этого развития Т. Бауэр стремится осмыслить как процесс не только количественных, но и глубоких качественных изменений, порождаемых внутренними противоречиями между наличными возможностями младенца и требованиями окружения. Такой подход к проблеме сближает точку зрения Т. Бауэра с позицией психологов, руководствующихся в своих исследованиях методологией диалектического материализма.
Книга Т. Бауэра содержит весьма важные экспериментальные данные о развитии конкретных психофизиологических процессов, среди которых, на наш взгляд, наиболее интересны данные о развитии интермодальных и сенсорных координаций, а также о возможности ускорения достижения определенных этапов познавательного развития с помощью специальной тренировки. Хорошо зная современные общепсихологические исследования и модели, автор легко переходит от обсуждения классических проблем, стабильности видимого мира, константности величины, адаптации к призматическим искажениям, к анализу соответствующих процессов на уровне восприятия младенца. Можно пожалеть лишь, что при этом он не использует данных о микрогенезе восприятия — процессах построения образа, протекающих в микроинтервалах времени. Дело в том, что некоторые общие черты микрогенеза восприятия у взрослого человека оказываются близки раннему онтогенезу восприятия.
К сожалению, книга Т. Бауэра обладает и более существенными недостатками.
Рассматривая процессы изучения у ребенка, нельзя ограничиваться, как это делает Т. Бауэр, анализом бихевиористских моделей. Уже в младенчестве человеческое обучение качественно отличается от процессов научения у животных и заключается не только в адаптации к внешним природным условиям, но и в овладении индивидом способами материального и духовного производства, созданными обществом.
С первых дней жизни люди образуют в окружающем младенца мире класс «предметов» совершенно особого рода. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и их учеников, решающую роль в психическом развитии играет активное усвоение ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. Такое усвоение происходит в процессах общения с окружающими людьми и выполнения с ними совместной деятельности. Игнорируя эти фундаментальные по своей важности положения, Т. Бауэр практически не учитывает при постановке своих экспериментов, а равно при теоретическом осмыслении полученных данных, значения невербальных форм общения младенца со взрослыми для раннего развития моторики и познавательных процессов. В результате источники происхождения и последующие изменения тех многочисленных способностей, которые обнаружил Т. Бауэр, остаются невыясненными, а описанные им данные могут создать ложное представление о спонтанности и автономности психического развития в целом, его независимости от практического, действенного отношения ребенка к окружающему миру.
Ошибочность такого рода представлений может быть в полной мере понята, если признать, что отношение ребенка к предметному миру всегда, и особенно в младенчестве, опосредовано его отношениями со взрослыми. Таким образом, фактически субъектом действия является не младенец сам по себе, а младенец, действующий совместно со взрослым. В последние годы в мировой, в том числе и английской, психологии (Дж. Брунер, К. Триварзен и др.) было получено множество эмпирических данных, подтверждающих вывод о том, что общение с окружающими и выполнение совместных с ними действий составляют необходимое условие развития младенца. Эти данные, однако, остались вне поля зрения Т. Бауэра.
Вследствие этого собственные позиции Т. Бауэра оказываются весьма противоречивыми. Доказывая фактическую «экзоцентричность» психики младенца, он не видит в теоретическом плане никакой альтернативы биологической модели развития, как уравновешивание и адаптация, т. е. по существу приходит к одному из конкретных вариантов двухфакторных теорий. Убедительно критикуя в ряде случаев взгляды, согласно которым развитие восприятия и моторики младенца якобы всецело предопределено созреванием соответствующих нервных структур, он подчас склонен переоценивать роль этого созревания в появлении новых сенсорных и двигательных функций. Недостаточно убедительно Т. Бауэр объясняет факт исчезновения и последующего повторного появления некоторых форм поведения, таких, как дотягивание и схватывание предмета рукой. По-видимому, знакомство Т. Бауэра с советскими исследованиями по детской психологии позволило бы ему учесть значение обучающего воздействия взрослых на самых ранних этапах психического развития ребенка.
Высказанные критические замечания, как мы надеемся, помогут читателю лучше осмыслить содержание книги Т. Бауэра, отделить истинное от ложного в теоретических построениях автора и по достоинству оценить то новое и существенное, что вносит этот талантливый исследователь в разработку очень важных, сложных и еще мало изученных проблем генезиса и структуры познавательной деятельности младенца. Нет сомнения в том, что эта книга вызовет живой интерес у представителей психологии, педагогики, медицины и других научных дисциплин, занимающихся изучением развития человека. Содержащийся в данной книге богатый экспериментальный материал, выдвинутые в ней гипотезы и теоретические соображения, а также обозначенные автором нерешенные проблемы побуждают к дальнейшим творческим поискам и углубленному исследованию развития ребенка в том раннем возрасте, когда закладываются основы всего последующего формирования человеческой личности.
А. В. Запорожец
Б.М. Величковский
развитие младенцев – предыдущая | следующая – человеческие знания
Психическое развитие младенца. Содержание.