Предисловие автора

Мне кажется, все согласятся с утверждением, что мла­денчество, доязыковый этап в развитии человека, является одним из самых критических периодов его жизни. В это время складываются моторные навыки, во многом завер­шается развитие процессов восприятия и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальней­шем разовьются в интеллект. И, несмотря на это, младен­чество лишь сравнительно недавно выделилось в самостоя­тельную область исследования. За последние десять лет наши методы изучения младенцев стали намного точнее. Вопросы, которые мы ставим, обрели большую конкрет­ность, а полученные ответы удивили многих из нас. Мы не ожидали, что младенцы способны на многое, и в то же время не подозревали, что они столь многого не могут. В этой книге я хотел описать современные методы иссле­дования психического развития младенцев, а также не­которые результаты, полученные с помощью этих методов. Я постарался показать, что младенцы способны на то, что ранее считалось им недоступным. Я также попытался объяснить процессы, с помощью которых младенцы развивают необходимые им способности, в частности познава­тельные способности. В мою задачу входила демонстрация важного значения психологического окружения для ус­корения или замедления процесса приобретения ребенком основных познавательных навыков. Младенчество, по мое­му убеждению, является решающим периодом познава­тельного развития — в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а при­обретения остаются надолго. Если моя книга будет спо­собствовать расширению практической работы, направлен­ной на решение этих проблем, я буду считать свою задачу выполненной. Я надеюсь также, что прочитавшие эту книгу получат представление о том динамическом, про­тиворечивом процессе, который называется психическим развитием младенца. Полагаю, что у ее читателей возник­нут новые вопросы, на которые они будут искать ответы. Только так мы сможем наконец подойти к пониманию развития.

Т. Дж. Р. Бауэр

Глава первая

Введение

Нативисты и эмпиристы. Эксперимен­тальные подходы к проблеме. Тесты для определения коэффициента умственного развития (IQ). Биохимические факторы развития. Научение в младенчестве. При­рода подкрепления научения у младенцев. Врожденные предпосылки научения. Науче­ние и развитие

На протяжении большей части своей истории психоло­гия занималась изучением происхождения и развития зна­ний и умений человека. Ранние философы-психологи, по­ставившие много вопросов, которые не перестают нас вол­новать по сегодняшний день, пытались объяснить, как и процессе развития приобретаются некоторые виды знаний. Будучи более философами, нежели психологами, они не утруждали себя конкретным изучением процесса развития человека, предпочитая строить предположения о том, что новорожденный человеческий младенец что-то знает, а чего-то не знает или вообще ничего не знает. Потом они старались правдоподобно превратить выдуманного ими младенца во взрослое человеческое существо, подобное  им самим. Нет ничего удивительного в том, что возникло множество теорий относительно природы младенчества, давших начало жарким спорам, которые были, однако, весьма далеки от учета фактических данных. Основная полемика велась между нативистами и эмпиристами. Первые утверждали, что человеческие знания и навыки заключены в самой структуре организма. Знания можно сравнить с расположением ребер: мы имеем иx постольку, поскольку являемся людьми, а, скажем, не рыбами. На­выки подобны дыханию, это то, что происходит неизбеж­но, если задана структура человеческого мозга и тела. Эмпиристы, напротив, считали, что человеческие знания развиваются избирательно, в результате специфических столкновений с теми или иными событиями внешнего мира. Навыки человека развиваются в результате его взаимодействия с окружающим: они приобретаются или теряются в зависимости от того, насколько удачно решает он возникающие перед ним вопросы. Эти две теории разви­тия, которые вряд ли могли бы быть более различны, имели разную социально-философскую основу. Нативисты пессимистично относились к вопросу о возможности со­вершенствования человека. Невежественные и неумелые от рождения таковыми и должны были бы остаться. От­сутствие способностей считалось такой же отличительной чертой, как цвет глаз или кожи. Быть способным или неспо­собным зависело от природных данных и не могло быть достигнуто в процессе совершенствования. Эмпиристы, напротив, утверждали, что невежественными людьми оставались лишь в силу того, что окружающая среда лишала их возможности развития; если же ее изменить в достаточной степени, невежество исчезнет и все люди будут обладать одинаково высоким уровнем каких угодно навыков и умений.

Философы-психологи, начавшие спор о происхождении человеческих знаний, не проводили опытов отчасти пото­му, что не видели в них необходимости. Даже после того, как психология стала экспериментальной наукой, изучение развития оставалось в течение многих лет неэкспериментальным, это в особенности относилось к изу­чению развития младенцев. Более того, большинство ран­них методик психологических исследований основывалось главным образом на словесной инструкции и на словесном отчете испытуемого. Методы, необходимые для изучения бессловесных человеческих существ — младенцев, были разработаны в достаточной степени за последние 15 лет, так что мы лишь сейчас начинаем получать ответы на вопросы, завещанные нам столетия назад.

младенчество – предыдущая | следующая – умственное развитие

Психическое развитие младенца. Содержание.