/     /  
IV. Методы психологии

IV. Методы психологии

Каждая наука сначала собирает факты по своей дисциплине, затем приводит их в порядок, группирует и сортирует их и, наконец, соответствующим образом излагает. Методы психологии для на­глядности можно разделить следующим образом:

1. Метод прямого наблюдения

а) собственной психической жизни (интроспекция),

б) прямое наблюдение психической жизни других лиц, отражающей­ся в поведении, проявлениях и творчестве (экстраспекция);

2. Методы управляемого наблюдения

а) естественный эксперимент – целенаправленное эксперимен­тальное наблюдение в естественных условиях,

б) лабораторный эксперимент – в лаборатории с использова­нием аппаратуры.

Кроме этих основных методических форм, мы естественно применя­ем целый ряд других методов, которые по своему характеру стоят ближе то к прямому наблюдению, то к эксперименту.

Управляемый разговор, эксплорация

Он предназначен для получения необходимых анамнестических данных. Вопросы необходимо задавать так, чтобы они направлялись к сути ожи­даемого результата, но управлять разговором следует незаметно. Человек, с которым проводится беседа, не должен заметить, что разговор ка­ким-то образом «направляется», у него должно создаться впечатление, совершенно непринужденной беседы. Аналогичным образом следует по­ступать и в том случае, когда мы уже имеем заранее приготовленную, совершенно определенную анамнестическую схему; например, один из анамнестических вопросов будет касаться агрессивных склонностей ребенка, причем формы агрессивного и неагрессивного поведения уже наперед включены в анамнестическую анкету: «Что делает ваша девоч­ка, когда сердится на вас? (Ругается, упрекает, пытается вас ударить, упрямится, уйдет в угол и будет там тихо сидеть, плачет, катается по зе­мле, от возбуждения перестает дышать, делает вид, что ей все равно и т. д. и т. д.).

«А что делаете вы, когда ребенок сердится на вас?» (Исполняете ка­ждое его требование, чтобы он оставил вас в покое, отвлекаете внимание ребенка, уходите от ребенка; упрекаете его; чувствительно наказываете его, ругаете его; выбираете другие меры наказания: ставите на колени, привязываете и т. п.?). Следовательно, анамнез, являясь целью управля­емого развовора, должен быть экономически целенаправленным и пол­ным и должен предоставить нам достаточное количество сведений для решения требуемой проблемы (диагностической, терапевтической или научно-исследовательской).

Если же мы ставим себе целью собирание полного личного анамне­за, то необходимо обратить внимание на порядок задаваемых вопросов.

Разумеется, никогда не следует начинать с вопросов, касающихся на­следственности, суицидных попыток, родственников – правонарушите­лей, количества слабоумных в семье и т. п. Если бы мы прежде всего задавали обследуемому лицу вопросы, касающиеся отягощенной на­следственности, то тем самым могли бы внушить ему мысль о том, что у него подозревают какое-то серьезное психическое расстройство.

У маленьких детей, как правило, следует прибегать к вспомогатель­ному звену, которым обычно бывает Петрушка или кукла (всегда назы­ваемая по имени), задающие маленьким детям вопросы вместо врача или психолога. Иногда приходится попросить ребенка, чтобы он в сле­дующий раз принес свою куклу и разговор затем ведут между собой кукла психолога и кукла исследуемого ребенка. Результаты превосходят все ожидания, так как ребенок обычно расскажет кукле то, что он сам ни­когда не рассказал бы ни врачу, ни психологу.

Если мы пользуемся анкетой с вопросами, то мы можем рассчи­тывать на самостоятельную работу у взрослых, но не у детей. Взрослый, например! все положительные ответы на вопросы заносит на одну сто­рону, все отрицательные – на другую, иногда зачеркивает или обводит кружком ответы (один из них): да – нет – не знаю.

Схема рисунков детей

Психологическая типология – предыдущая | следующая – Формы общественного поведения

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)