/     /  
Глава I. Раздел 1 (Методологические предпосылки локализации ВПФ-3)

Глава I. Раздел 1 (Методологические предпосылки локализации ВПФ-3)

Теория функциональных систем и теория системогенеза. Они были созданы П. К. Анохиным (Анохин П. К., 1968) в начале 30-х го­дов прошлого века (1932-35-е годы). В теории функциональных систем было показано, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение различных его органов в функциональные системы. Системообразую­щим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат. В теории системогенеза П. К. Анохин ответил на вопрос о том, как формируются функциональные системы и с помощью каких механиз­мов и процессов многочисленные и различные по сложности ее ком­поненты, часто расположенные в организме далеко друг от друга, мо­гут успешно объединяться. Он рассматривал системогенез как гетерохронное (неодновремен­ное), избирательное и ускоренное по темпам развития в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, которые, консолидируясь в целое, интегрируют полноценную функ­циональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание. Рассмотренный выше принцип экстракортикальной организации работы мозга дал ответ на вопрос о генетических корнях формирования механизмов работы мозга, а теория функциональных систем и си­стемогенеза позволила понять принципы построения морфологичес­кой и нейрофизиологической основы функциональных систем, то есть указала на возможный подход к описанию самого процесса формиро­вания структурной (мозговой) основы психических функций: •     принцип объединения различных отделов мозга в функциональные системы обуславливается результатом, достигаемым работой этой системы; •     многообразные психические функции различаются по своему итоговому результату (результат функции восприятия — образ; памяти — след; мышления — полученное решение и т. д.), следо­вательно, и по составу морфологических структур (и соответ­ствующих им нейрофизиологических процессов), объединяющихся в функциональные системы мозга. Принципы «сукцессивной и симультанной поэтапной локализации функций» и «функциональной многозначности» мозговых структур. Эти принципы были выдвинуты И. Н. Филимоновым (Филимо­нов И. Н„ 1974; Лурия А. Р., 1969). Первый принцип указывает на то, что осуществление любой функции происходит последовательно, при этом на каждом этапе ее развертывания в работу одновременно включается ряд иерархически взаимодействующих нервных элементов, а совокупность сукцессивных и симультанных процессов обеспечивает достижение конечного результата. В соответствии со вторым принципом, мозговые структуры могут на определенных условиях включаться в выполнение новых функ­ций, то есть в состав других функциональных систем. Идеи Филимонова дали толчок к пониманию индивидуальной ва­риабельности структурно-функциональной организации мозга и воз­можностях перестройки мозговых функциональных систем. Теория уровневой, иерархической организации движений. В тео­рии уровневой, иерархической организации движений Н. А. Бернштей- на была рассмотрена сложная структура системы построения движения, опирающейся на работ}' разных отделов мозга, и продемонстрирован иерархический принцип организации элементов, входящих нее (Берн- штейн Н. А., 1966.). В работах И. Н. Филимонова и Н. А. Бернштейна получили свое развитие высказанные еще в 60-х годах XIX века английским невро­логом Хьюлингом Джексоном предположения об иерархической «вер­тикальной» нервной организации психических функций. Развиваемые ими положения позволили подойти к пониманию функциональной системы как иерархически построенной и динами­ческой (по характеристике развертывания ее работы), а не статической констелляции нервных центров; как образования, состав которого может варьироваться в зависимости от условий среды или замещать­ся в случае повреждения отдельных звеньев. Принцип «двойной диссоциации». Данный принцип, предложен­ный X. Тойбером, описывал возможность нарушения одних психических функций при сохранности других при ограниченном повреждении коры головного мозга. В терминах формальной логики этот принцип выглядит следующим образом. Если повреждение мозговой зоны А привело к нарушению функции X, но не повлияло на функцию Y, а повреждение зоны В привело к нарушению функции Y, но не повлияло на функцию X, то имеет место «двойная диссоциация». С точки зрения мозговой организации это означает, что разные психические функции могут быть связаны с работой разных мозговых зон, то есть иметь разную мозговую организацию (Лурия А. Р., 1973; The Blackwell Dictionary of neuropsychology, 1996). Этот принцип указывал на то, что оценка симптомов должна проводиться с учетом сопоставления нарушенных и сохранных психичес­ких функций, что разные психические функции и, соответственно, раз­ные функциональные системы мозга могут иметь как общие, так и несовпадающие звенья. Такая точка зрения позволила впоследствии сформулировать подход к процедуре синдромного анализа.  

методологические предпосылки-2 - предыдущая | следующая - основные понятия

Оглавление - Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)