/     /  
Раздел I. Глава 1 (Методологические предпосылки локализиции ВПФ-2)

Раздел I. Глава 1 (Методологические предпосылки локализиции ВПФ-2)

Положение об «экстракортикальном» принципе организации мозга человека (закон перехода функции извне вовнутрь, или закон вращивания по Л. С. Выготскому). Согласно этому закону механиз­мы работы мозга человека формируются в ходе деятельности ребенка во внешнем мире, связанной с использованием орудий труда, предме­тов, знаков, речи. В своем определении ВПФ, подчеркивая источник их происхождения, Л. С. Выготский пишет: «ВПФ... не возникает как прямое продолжение элементарных процессов, но является социальным способом поведения, примененным к са­мому себе» (Выготский Л. С., 1986. - Т. 6. - С. 81). В процессе овладения различными формами социального поведе­ния между элементарными (сенсорными, моторными) функциями возникают специфические взаимодействия, «сложные сплетения», что приводит к формированию в мозге нервных механизмов или специ­фических «межфункциональных» отношений, «функциональных ор­ганов» (А. Н. Леонтьев), на основе которых строятся высшие формы психической деятельности. Психические функциональные системы также не появляются в готовом виде к рождению ребенка, а формируются в онтогенезе «в про­цессе общения и предметной деятельности ребенка» (Лурия А. Р., 1969. — С. 34). Высшие формы сознательной деятельности всегда опираются на внешние средства, которые являются продуктом об- щественно-исторического развития. Овладение этими средствами и образование функциональной связи между отдельными участка­ми мозга выступают как взаимосвязанные процессы. Те участки, ко­торые раньше работали самостоятельно (например, обеспечивали восприятие), становятся звеньями единой функциональной систе­мы (например, восприятие — речь — вербальное мышление). В этом выражается экстракортикальный принцип формирования механизмов работы мозга и структуры ВПФ, обусловленного опорой на внешние средства (Л. С. Выготский). П. Я. Гальперин впоследствии сформулировал основные принципы формирования ВПФ в теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я., 1966). Это положение объясняет источник, а также условия формирова­ния высших психических функций и приводит к ряду следствий: •   формирование функций мозга, различных его отделов и психическое развитие тесно взаимосвязаны и диктуются теми форма­ми социального поведения, которые осуществляются ребенком в его совместной деятельности со взрослым человеком. Другими словами, мозг подстраивается под окружающие условия, среда заставляет мозг развиваться и перестраиваться определенным образом в соответствии с ее требованиями; •     созревание мозга связано с подготовкой базы, материальной ос­новы для психического развития и выступает необходимым, но недостаточным условием для психического развития; •     средовые (в том числе социальные) воздействия — необходимое условие формирования мозговых механизмов, придающее их ра­боте новое качество — качество психического. Положение о специфике последствий повреждения мозга у ребенка и у взрослого. Согласно этому положению повреждение мозга у ребенка приводит к недоразвитию высших, у взрослого — к нарушению иерархи­чески более низких, элементарных уровней психических функций. В соответствии с тезисом Л. С. Выготского при возникновении патологических процессов в первую очередь страдает связь элементар­ных и высших психических (натуральных и символических) функций. Это приводит к тому, что элементарные процессы начинают действо­вать как самостоятельные психологические структуры, что вызывает возвращение к примитивным формам отображения в поведении. Нарушение работы нервной системы у ребенка приводит либо к невозможности формирования новообразований, связанных с очередным этапом возрастного развития (остановка развития), либо к формиро­ванию патологических новообразований, не соответствующих нор­мальному развитию (аномальное развитие). У взрослого структура ВПФ сформирована, и это приводит к на­рушению только отдельных ее составляющих. Например, зрительная пространственная агнозия у взрослого не приводит к распаду общих представлений о часах, времени, но создает дефицит возможностей правильно определить с помощью стрелок время на предъявляемом циферблате. Поскольку связи между различными элементами психологических систем на разных этапах онтогенеза носят качественно различный ха­рактер, то это положение позволяет предположить, к каким послед­ствиям приведет повреждение мозга в детском возрасте: •     закономерная смена иерархии связей между элементами в систе­мах и между системами, происходящая при переходе от одного этапа развития к другому, становится невозможной или осуще­ствляется на иной компенсаторной основе; •     новообразования, возникающие после повреждения мозга, будут отличаться от новообразований, формирующихся у нормально развивающихся детей. В физиологии и неврологии системный подход к анализу взаимодей­ствия нейрофизиологических процессов и психических функций бе­рет начало в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенско­го, А. А. Ухтомского, ставших основателями системной физиологии. Основные принципы этого подхода — органическое единство психи­ческого и физиологического, первичность физиологического по отно­шению к психическому (Афанасьев В. Г., 1986). Эти идеи впоследствии получили свое развитие в работах П. К. Ано­хина, А. Р. Лурия, Н. А. Бернштейна, Н. П. Бехтеревой, О. С. Адриано- ва и др., которые в качестве одного из важнейших методологических инструментов, позволяющих описать взаимодействие психического и физиологического, рассматривали функциональную систему. Целый ряд идей, разработанных в рамках системной физиологии, позволил дать обоснование морфологической и физиологичес­кой (мозговой) основы психических функций. Принцип динамической мозговой локализации. Этот принцип был сформулирован в работах А. А. Ухтомского, И. П. Павлова. Согласно ему психической функции должен соответствовать не один фиксиро­ванный центр возбуждения в коре, а динамическая система, работаю­щая на основе объединения структурных (мозговых) элементов, то есть динамическая система пространственно разнесенных элементов. Такой подход отвергал возможность нахождения психической функ­ции в одном месте коры и указывал на сложный системный состав мозговых зон, обеспечивающих психические функции, а также на ди­намический характер их взаимодействия. Впоследствии этот принцип нашел подтверждение в работах Н. П. Бех­теревой (1980) и ее сотрудников, которые с помощью метода регистра­ции нейронной активности мозга показали, что сложные формы психи­ческой деятельности обеспечиваются взаимодействием различных зон мозга, объединяющихся в единую систему. В системах же имеются «жесткие» звенья, которые всегда включаются в работу при осуществ­лении конкретного вида деятельности и образуют необходимый « каркас» той или иной психической функции. Ряд зон мозга — «гибкие» звенья — могут входить или не входить в систему в зависимости от условий, в которых осуществляется психическая функция, обеспечи­вая тем самым вариативность ее реализации. Рассмотренный принцип позволил прийти к выводу: мозговое обеспечение психических функций должно представлять собой дина­мическую систему центров возбуждения в коре головного мозга.  

методологические предпосылки - предыдущая | следующая - методологические предпосылки-3

Оглавление - Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)