Для оценки результатов, получаемых в ходе беседы как с подростками, так и с родителями, беседа проводилась по определенной, достаточно стандартизированной схеме. Предполагалось при обработке результатов систематизировать и сопоставить характеристики высказываний подростков и родителей по ряду параметров, например: жалобы, трудности, интересы, черты характера подростков, взаимоотношения в семье и со сверстниками, ориентация на будущее и некоторые другие. Методика “Самооценка” (по Дембо-Рубинштейн) является достаточно информативной по мнению ряда авторов (Рубинштейн, 1970, 1979; Соколова, Чеснова, 1986). Представляется, что эта методика не может и не должна быть использована в данном случае в качестве действительного критерия измерения самооценки, но может быть достаточно информативной для выяснения оснований у испытуемого для оценивания себя так, а не иначе, оценки уровня самооценки (высокий — низкий), наличия защитных тенденций и некоторых других явлений. В этом плане очень интересным и ценным может оказаться сопоставление оценки себя подростком и оценки его родителем. В качестве примера такого исследования можно привести работы Е.Т.Соколовой по исследованию зависимости самооценки от отношения к подростку родителей (1986). В результате было выделено две тенденции в развитии самооценки в раннем подростковом возрасте: 1. Тесная связь самоотношения с родительским отношением на аффективном и когнитивном уровне, 2. Начинающаяся отстройка самооценки от отношения родителей прежде всего по параметру “уважение” (вторым был параметр “сила”). В исследовании была использована модификация методики “Самоооценка”.
Таким образом, при проведении методики “Самооценка” оказалось важным диагностическим критерием сопоставление оценки себя подростком и оценки его родителями, а также выяснение оснований у тех и у других для таких оценок. Был использован стандартный вариант проведения методики: подростку и маме (в большинстве случаев) давались одинаковые шкалы: “здоровый — больной”, “счастливый — несчастливый”, “умный — неумный”, “общительный — замкнутый”, “легкий характер — трудный характер”.
В работе была апробирована методика “Совместное складывание куба Линка”, направленная на оценку взаимодействия родителя и подростка. По литературным данным известно применение теста Роршаха для оценки такого взаимодействия (Общая психодиагностика, 1987), совместный тест Роршаха позволяет как диагносцировать процессы взаимодействия, так и проанализировать продукты взаимодействия — последнее “совместный куб Линка” сделать не позволяет. Однако положительные качества этой методики проявляются в быстроте проведения (что принципиально для столь обширной программы обследования), возможности наблюдения совместных действий, осуществляемых как на вербальном, так и на невербальном уровне, возможности оценки различных параметров взаимодействия. По аналогии с предложенными для совместного теста Роршаха параметрами поведения партнеров, в качестве основных параметров взаимодействия были взяты следующие: 1) кому принадлежит инициатива, 2) оказание помощи (прямой и косвенной) и запрос о помощи, 3) оценка действий партнера, 4) кому принадлежит функция контроля. Мы предположили, что с помощью этих параметров можно будет выявить такие типы взаимодействия в экспериментальной ситуации, как: 1) сотрудничество — кооперация, 2) гиперопека — повиновение, 3) изоляция и некоторые другие.
В исследовании был использован также опросник А.Е.Личко, применяемый для изучения отношений в семьях подростков. В работе использовалась только часть опросника, предназначенная для родителей: это было вызвано как чисто объективными трудностями (слишком большой объем работы для подростков), так и принципиальными соображениями: говорить о ярко выраженных акцентуациях характера, психопатиях, неврозах и неврозоподобных состояниях (на выявление которых и направлен опросник) в случае исследования подростков с врожденной патологией сердца не представляется возможным. В то же время оценить тип воспитания в семье было крайне важно. Мы предполагали, что результаты, полученные по опроснику Личко при совместном выполнении методики “куб Линка”, оценка подростка родителями, самооценка и данные, полученные в ходе беседы в комплексе могут показать достаточно достоверную картину взаимоотношений в семье подростка.
В результате исследования основной группы испытуемых были получены следующие данные. Предварительная оценка уровня психического развития подростков показала, что во всех случаях испытуемые интеллектуально сохранны, уровень познавательной активности ни в одном случае не выходит за нижние рамки нормы, а напротив — в большинстве случаев достаточно высок. Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что познавательная активность, нацеленность подростка на получение знаний по различным интересующим его вопросам, выраженность определенных интересов могут служить показателем интеллектуальной сохранности и лежать в основе социальной адаптации.
В ходе беседы было обнаружено, что заинтересованность родителей в результатах психологического обследования подростков тесно связана с отношением к подростку, отношениями в семье, причем связь наблюдалась обратная. Чем благополучнее обстановка в семье, тем большую заинтересованость проявляют родители, и напротив — чем нужнее коррекция сложившегося неадекватно отношения к подростку (в большей части случаев инвалидизации, инфантилизации), тем непонятнее для родителей необходимость исследования. Видимо в таких случаях имел место феномен симбиотического родительского отношения, которое родителями воспринимается как субъективно-благополучное, для самого подростка таким не являясь.
Сопоставление результатов беседы с родителем (в большинстве случаев, с мамой) и с подростком оказалось информативным для оценки взаимоотношений в семье, в частности того, насколько родителям известны и насколько для них актуальны проблемы подростка, насколько подросток близок с родителями. Важно, что предположение о связи результатов беседы и совместного выполнения методики “куб Линка” подтвердилось: проблемы только очерченные в беседе, проявились и при моделировании взаимоотношений в экспериментальной ситуации — этот факт будет рассмотрен ниже.
Социальная адаптация – предыдущая | следующая – Взаимоотношения подростка и родителя
Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях