canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нормальная социальная адаптация. Возможность явления дезадаптации.

Хронически больной ребенок в семье (продолжение)

Итак, можно предположить, что мы столкнемся с преломлением факта болезни, формированием внутренней картины болезни сначала на интерпсихологическом уровне — во внутрисемейных отношениях, в родительском отношении, а затем — с переводом этой “внешней внутренней картины болезни” на интрапсихологический уровень по мере взросления ребенка. Действительно, если при развитии ребенка с врожденной патологией сердца операция проведена в более позднем возрасте или после операции продолжают наблюдаться соматические нарушения, то для формирования внутренней картины болезни у ребенка имеются собственные наблюдения. Если же операция проведена достаточно рано и успешно, то практически единственным основанием для формирования у ребенка, подростка чувства малоценности становится принятие им той оценки себя, которую формулируют родители. Это — “чистый” вариант того, как ребенок или подросток может стать “социальным хроником”. Следовательно, наше предположение сводится к тому, что тот или иной исход при развитии ребенка, подростка с врожденной патологией сердца — нормальная социальная адаптация, компенсация — или дезадаптация — во многом определяется типом и структурой родительского отношения; включенностью болезни как центрального звена в структуру родительского отношения, а через него и в социальную ситуацию развития — или осознаванием болезни как имевшегося факта, не более других проблем определяющего дальнейшее развитие ребенка и подростка.

Представляется, что именно через такой подход можно понять основные особенности психического развития и выйти на конкретную помощь детям и подросткам, перенесшим в детстве операцию по поводу врожденного порока сердца или другое тяжелое соматическое заболевание, на психокоррекционную работу с самими подростками и их семьями.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать следующую эмпирическую гипотезу: центральным фактором, определяющим возникновение вторичного (социального) дефекта, социальную адаптацию или дезадаптацию подростка, оперированного по поводу врожденного порока сердца (или имевшего другое тяжелое соматическое заболевание в раннем детстве), является включение факта болезни в социальную ситуацию развития ребенка, подростка в качестве центрального звена.

Основной задачей работы на этом этапе стало изучение некоторых особенностей структуры и типа родительского отношения как детерминанты социальной адаптации — дезадаптации подростков.

На базе Института сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева АМН СССР, в Центре по коррекции врожденных пороков сердца был проведен ряд исследований подростков, перенесших операцию по поводу врожденного порока сердца в возрасте до 3 лет. Исследования подростков проводились в поликлиническом отделении в комплексе с обязательными повторными медицинскими осмотрами, спустя длительные сроки после операции1.

Было исследовано 30 подростков в возрасте 11—16 лет (15 девочек и 15 мальчиков). При анализе полученных результатов оказалось принципиальным разделение по возрастному признаку основной и контрольной групп. Такое деление оправдано в связи с достаточно большими возрастными различиями и соответствует литературным данным.

Операция по поводу порока у всех обследованных была проведена в возрасте до 3-х лет. У всех подростков до операции имелись пороки белого типа (цианоз отсутствовал). Все испытуемые обучаются в средней школе, с обучением справляются (за исключением одного случая — М.Н. оставлен на второй год в 7-ом классе в связи со школьной неуспеваемостью).

Контрольную группу составили 20 подростков 11—16 лет (12 девочек и 8 мальчиков). Из них 10 человек — младшая подростковая группа (11-13 лет) и 10 человек — старшая подростковая группа (14-16 лет). Основным фактором отбора контрольной группы было отсутствие в раннем детстве и на протяжении всего развития тяжелого соматического заболевания.

Использованная схема исследования включала методики, направленные на оценку особенностей познавательной деятельности, особенностей личностного реагирования и особенностей взаимоотношений подростка в семье. Были использованы следующие методики: 1. Проба на совмещение признаков (Когана-Валлаха), 2) Методика запоминания 10 слов, 3. Пиктограмма, 4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Помимо этого с подростками была проведена подробная беседа, а с подростками из контрольной группы проводилось исследование с помощью опросника, направленного на анализ взаимоотношений в семье. Еще одна часть исследования включала работы с родителями: 1. Систематизированная беседа, 2. Оценка ребенка по методике Дембо — Рубинштейн, 3. Опросник А.Е.Личко для определения типа и особенностей воспитания, осуществляющегося в семье подростка. Помимо этого была использована методика, направленная на оценку реального взаимодействия подростка и родителя (в большинстве случаев — мамы) в экспериментальной ситуации — совместное выполнение методики “куб Линка”.

В ходе исследования учитывались общие характеристики отношения к работе, к отдельным заданиям, заинтересованность в успехе, в результатах, реакция на помощь. Принималось во внимание отношение родителей к психологическому исследова нию. Выбор методик определялся задачами, поставленными в работе: необходимостью оценки родительского отношения, необходимостью проведения комплексного исследования.

1 Больные исследовались после консультации доктора медицинских наук М.П.Черновой.

Ситуация развития – предыдущая | следующая – Методики “Самооценка” и “Куб Линка”

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при семейных проблемах

 

Яндекс.Метрика