Механизмы смысловой регуляции деятельности в контексте жизненного пути больных (продолжение)

Были использованы следующие методики.

1) Анализ истории болезни и беседа с лечащим врачом для получения сведений об особенностях клинического течения заболевания, эмоциональном состоянии больного, соблюдении им врачебных рекомендаций, режима.

2) Клиническая беседа, в ходе которой больным объяснялась цель психологического обследования. Основными темами беседы были: история жизни, отношения со значимыми други-круг интересов, представления о болезни, ее прогнозе, планы на будущее.

3) Методика изучения самооценки (в варианте Дембо-Рубинштейн с добавлением шкалы “Тяжесть заболевания”). Эта методика позволяет существенно дополнить материалы клинической беседы. По шкале “Здоровье” больного просили отметить состояние здоровья до начала заболевания и на момент обследования. По шкале “Тяжесть заболевания” нужно было отметить есто инфаркта миокарда среди других болезней.

При анализе полученных данных шкалы самооценки были разбиты на зоны. Фиксировалось число “попаданий” самооценок в ту или иную зону, на полюса шкал.

4) Методика “Значимые события” Кроника-Головахи в модификации Сапаровой И.А. (1989). Применение этой методики было возможно после установления доверительного контакта с больным в ходе клинической беседы. Больным предлагалась инструкция: “Представьте свою жизнь — прошлую, настоящую и будущую, всю, целиком. Назовите самые значимые, самые важные для Вас события. Они могут касаться изменений в вашем внутреннем мире, природе, обществе, быть приятными или неприятными.” Больных просили назвать пять таких событий, потом еще пять. Называемые события и их обсуждение позволяли дополнить биографические данные, выделить конфликтные сферы жизнедеятельности.

Качественная обработка эмпирических данных (форма сообщения о событиях, их характер, “знак”) была дополнена количественной.

5) Методика “Незаконченные предложения” использовалась в модификации Виноградовой Т.В. (1979). К традиционному перечню фраз, касающихся различных сфер жизнедеятельности, были добавлены предложения, непосредственно связанные с заболеванием, пребыванием в больнице, оцениванием себя как больного. Это позволило выявить “нейтральные” сферы жизнедеятельности, в которых вместе с тем “звучала” тема болезни.

6) Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) использовался в неполном объеме с учетом утомляемости больных, служил проективным средством анализа личности, состояния эмоционально-мотивационной сферы больных.

7) Методики изучения познавательной деятельности (10 слов, пиктограмма, исключение предметов, совмещение признаков). При этом нас интересовала не столько степень снижения психической активности, умственной работоспособности (этому вопросу посвящены многие работы, в частности, Зайцева, 1975) сколько процесс выполнения заданий, особенности мотивационного звена психической деятельности, критичность, возможности опосредствования. Основное внимание обращено было на содержательные характеристики выполнения заданий. 1

Были выделены критерии для дифференциации групп больных. Во-первых, при выделении и дифференциации механизмов смысловой регуляции использовались оценки непосредственных показателей выполнения методик до (и независимо) от их психологической интерпретации (например, активность — пассивность в беседе, количество названных событий, частота попадания самооценок в ту или иную зону и т.д.). Во-вторых, осуществлялась психологическая квалификация непосредственных результатов выполнения заданий. Например, активность в беседе позволяла судить об умении больного вести диалог, свидетельствовала о его заинтересованности (то есть мотивации), целенаправленности. Количество названных событий в методике “значимые события” (в сопоставлении с другими показателями) отражало богатство жизненного опыта, насыщенность жизни событиями или, напротив, стремление формально выделить общепринятые этапы в жизни. Частота попаданий самооценок в ту или иную зону давала основание для заключения о “высоте” самооценки, о критериях самооценивания в каждом конкретном случае.

Таким образом, при анализе результатов использовались два ряда критериев, тесно связанных между собой. Остановимся на краткой характеристике основных приемов анализа по каждой методике.

Психодиагностическую ценность представляло само отношение пациента к психологическому обследованию. Последнее рассматривалось как реальная жизненная ситуация, в которой человек должен опосредовать свое поведение, вступить в контакт с другим человеком и т.д. Обсуждение цели психологического обследования, выяснение ряда вопросов, касающихся хода болезни и самочувствия, являлось не только средством установления контакта с больным, но и позволяло оценить возможность мотивационного опосредствования. Инициативность больного в беседе, заинтересованность в результатах, оценке работы, рекомендациях, дальнейших встречах, критич-ное отношение к ошибкам, возможность удержания инструкции, доведение работы до конца и т.д. — позволили сделать вывод о гибкости мотивации, о готовности обсуждать разнообразные темы наряду со значимыми для больного, о личностном смысле обследования.

При обработке данных, полученных с помощью методики “Самооценка”, особое внимание было обращено на такие параметры, как: взаимосвязанность различных шкал, характер определения полюсов, частота попадания самооценок в различные зоны. Это позволяло сделать вывод о гибкости самооценки, ее высоте, о критериях самооценивания.

Дискриминативными показателями в методике “Значимые события” являлись: форма упоминания событий (формальное называние или развернутый рассказ), характер событий (конкретный факт или процесс), преобладание положительных или отрицательных моментов в жизни. Особенности этих показателей в совокупности свидетельствовали об удовлетворенности жизнью, отношении к трудностям, собственной активности в их разрешении, о причинном объяснении происходящего, личностном смысле этих ситуаций, в том числе, болезни.

В “Незаконченных предложениях” особый интерес представляли ответы, характеризующие будущее, “вес” темы болезни в нейтральных предложениях. Психологическая квалификация этих показателей позволяла судить о значимости болезни, ее личностном смысле, отношении к себе как к больному.

Материалы рассказов ТАТа явились проективной моделью позиции больных. Фиксировались формальный или развернутый характер рассказов, наличие в них всех частей инструкции, позиции персонажей, наличие средств разрешения конфликтов. По этим параметрам делалось заключение о свойственных самим больным механизмах смысловой регуляции, “работающих” в критических ситуациях.

Методики исследования познавательной деятельности использовались с целью анализа самого процесса выполнения заданий (заинтересованности в работе, возможности удержания инструкции, критичности к ошибкам, отношения к помощи экспериментатора и т.д.), что служило также дополнительной характеристикой мотивационно-смысловой сферы больных.

1 Подробнее изложение процедуры проведения экспериментально-психологического исследования и описание методик можно найти в работах Рубинштейн С.Я. (1970) и Блейхер В.И., Крук И.В. (1986).

Механизмы смысловой регуляции – предыдущая | следующая – Группы испытуемых

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при проблемах в общении