Яндекс.Метрика

Механизмы смысловой регуляции деятельности в контексте жизненного пути больных (продолжение)

На основании описанных выше критериев были выделены 4 группы испытуемых. Ниже даны общие характеристики больных каждой из выделенных групп.

ГРУППА А

В нее вошло 30 больных (из них 3 женщины, 27 мужчин).

Возраст — от 32 до 70 лет. Образование высшее, среднее и средне-специальное. Клинические диагнозы: 17 больных — первый инфаркт миокарда, 9 — повторный инфаркт миокарда, 3 — постинфарктный кардиосклероз, 1 больной — впервые возникшая тяжелая стенокардия.

Анализ отношения к психологическому обследованию результатов выполнения методик показал, что испытуемым группы А свойственны творческое отношение к происходящему способность к диалогическому общению, умение встать на противоположную точку зрения, установка на самопознание (само психологическое обследование приобретало смысл средства более адекватного самопознания). Деятельность самопознания – значимая деятельность в этой группе больных.

Неформальное взаимодействие с психологом, независимость суждений, заинтересованное отношение к заданиям умение находить в них творческие стороны — все это свидетельствует о высокой степени произвольности поведения, развитых механизмах смысловой регуляции в группе А.

Возможность оценки происходящего, самого себя со стороны, с позиции эксперта позволяла больным увидеть разные стороны одного и того же явления, найти положительные моменты в отрицательных объективно событиях жизни, осуществить внутреннюю деятельность по приданию безболезненного смысла случившемуся. Как следствие этого — целостное восприятие собственной жизни, все этапы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены, “вписаны” в контекст жизнедеятельности, считаются “своими”. Все происходящее объяснено с позиций разработанной философии жизни. В той или иной степени все больные группы А считали свою жизнь сложившейся, удачной, состоявшейся.

Гибкая самооценка, незастывшие представления о полюсах шкал обуславливали, с одной стороны, отношение к себе как к ценности, принятие себя, а с другой — как к одному из многих людей, к своей жизни — как к одной из многих жизней, что снимало чувство экстраординарности событий в жизни. Такое самоощущение, развитая философия жизни обеспечивали эффективную адаптацию к изменяющимся условиям жизни, к негативным событиям, позволяли ненасильственно включать новое в контекст жизненного пути.

ГРУППА Б

В группу вошло 32 человека (4 женщины, 28 мужчин). Возраст больных — от 31 года до 68 лет. Образование — высшее, среднее и средне-специальное, только у двух больных — неполное среднее образование.

Для испытуемых группы Б свойственна внутренняя конфликтность, что определяется, с одной стороны, сильной потребностью в лидерстве, контроле за ситуацией, в самоутверждении, в достижении, а, с другой стороны — неуверенностью в себе, самооценкой, зависимой от обстоятельств, мнений других людей. Это согласуется с имеющимися в литературе представлениями о том, что агрессивность, лидерство таких личностей являются компенсаторными средствами, восстанавливающими уверенность в себе, поддерживающими самооценку.

Рассогласование внутреннего мира и внешнего поведения привело к восприятию других людей, как могущих угрожать самоуважению, что априори вызывало негативные установки в общении, что ярко видно на примере психологического обследования. Возможно, что тенденция подавления чувства неуверенности в себе, волевого разрешения возникающих противоречий жизни при внешней демонстрации беспроблемности — один из важных психологических факторов риска инфаркта миокарда.

Как правило, события, происшедшие в жизни, были оценены однозначно, отрицательные события даже большой давности не были приняты в контекст собственной жизни, стояли “особняком”, что не снимало остроту их переживания до настоящего времени, обуславливало чувство неудовлетворенности жизнью. В жизненных коллизиях преобладало отношение к себе как к жертве обстоятельств, действий других людей.

Активное участие во всем происходящем у этих испытуемых не сочеталось с возможностью отстраненного взгляда на события, самого себя, что приводило к недостаточной гибкости, пластичности оценок и самооценки, сохранению эмоционального напряжения (в отличие от больных группы А).

ГРУППА В

В группу В вошло 13 человек (12 мужчин и 1 женщина). Возраст больных — от 38 лет до 61 года. Образование — у 2-х больных — неполное среднее, у остальных — высшее, среднее и средне-специальное. Клиническими диагнозами были: в 1 случае — повторный инфаркт миокарда, в 1 случае — впервые возникшая стенокардия, у 11 больных — первый инфаркт миокардаю

Необходимо сразу отметить, что испытуемые, отнесенные в группу В, имеют много общих черт с больными группы А и группы Б, могли бы быть отнесены к этим двум группам. Однако все больные группы В обладают некоторыми общими чертами, отличающими их от испытуемых двух предыдущих групп.

Отношение к психологическому обследованию этих больных, характер выполнения ими заданий, анализ собственного жизненного пути могут быть определены как рациональные. На первый план выступали сознательные компоненты смысловой регуляции, а эмоции, переживания занимали второстепенное место. Деловое участие в беседе с психологом, высокая самодисциплина, стремление быть “в форме”, потребность в определенности, четкости, упорядочивании ситуации, в расставлении точек над “и”, методичность, обстоятельность (иногда до педантичности) — вот основной перечень психологических особенностей больных группы В.

“Закрытых” тем для этих больных не существовало, так как в любом случае они были способны оценивать происходящее с позиции эксперта, в контексте причинно-следственных связей (таким было отношение испытуемых к негативным моментам собственной жизни, к неопределенному стимульному материалу в ТАТе и т.д.). Рациональная переработка событий, оценок, отсутствие импульсивных ответов обеспечивали лояльное отношение к прожитой жизни и в то же время четкое понимание того, что нужно изменить, к чему стремиться.

Важнейшей ценностью испытуемых группы В был ум, под которым понималось умение трезво оценивать происходящее, делать соответствующие выводы, проигрывать новые варианты. Обоснованность оценок, подконтрольность эмоций нам представляются механизмами удержания самооценки на высоком уровне, изоляции от негативных эмоций в критических ситуациях.

Методики исследования – предыдущая | следующая – Результаты больных

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при проблемах в общении