9.5. Метод программированного обучения решению задач больных с «лобным синдромом»
В построении методики обучения нужно исходить из положений о том, что у всех больных с поражениями лобных отделов мозга нарушается ориентировочная основа действия, динамика процесса и функция контроля и осознания своих собственных действий, при полной сохранности выполнения частных операций.
Центральной задачей обучения здесь является преодоление дефектов поведения больных в ситуации интеллектуальных задач (в данном случае арифметических) путем замещения этого дефектного звена соответствующей структуре дефекта программой, т. е. системой последовательных операций, выполнение которых позволит больному решить (выполнить) задачу.
Для успеха обучения нужно обеспечить, кроме того, развернутую и материализованную форму действия.
Устная речь педагога (врача, нейропсихолога) не регулирует поведение больного и течение интеллектуального акта (не фиксирует внимание больного, не создает ориентировки в задании и в задаче, не создает намерений к действию, к контролю), т. е. не создает условий для целенаправленной деятельности больного не только в случаях, когда больному даются общие неразвернутые указания (стимулирующие к действиям — императивные или Контролирующие — вопросительные), но и тогда, когда больному дается конкретная помощь в устной вербальной форме. Если же помощь, оказываемая больному (указания, инструкции, текст задачи), предъявляется в виде материализованной письменной речи, которую больной может постоянно видеть, это приводит к значительно более высокому эффекту. Центральным методом обучения, корпоративный тренинг является обучение больных выполнению операций, усвоению их последовательности, осознанности и произвольности выполнения всей программы. Больному предъявляется программа (таблица) с записанными операциями, выполнение которых ведет к решению задачи. Содержание таблицы отвечает трем требованиям: обеспечению закрепления ориентировочной основы действия, созданию условий для систематического выполнения цепи операций, направленных на выполнение задачи, и обеспечению контроля больного за своими действиями. Наиболее важные пункты (операции) подчеркиваются, выделяются красным цветом, чтобы тем самым обратить на них внимание больных. Содержание программы (таблицы) следующее.
1. Прочитайте задачу.
2. Разбейте задачу на смысловые части и отделите их друг от друга чертой.
3. Выпишите эти части одну под другой.
4. Подчеркните и повторите, что спрашивается в задаче.
5. Решайте задачу.
6. Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то:
7. Посмотрите внимательно на условие задачи и найдите, что неизвестно.
8. Как можно узнать это неизвестное? Напишите 1-й вопрос задачи и выполните нужное действие.
9. Сверьте его с условием.
10. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то:
11. Напишите 2-й вопрос задачи и выполните нужное действие.
12. Сверьте его с условием задачи.
13. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то:
14. Напишите 3-й вопрос задачи и выполните нужное действие.
15. Сверьте его с условием задачи.
16. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если да, то:
17. Сделайте общий вывод: каков ответ задачи?
Таблица и представляет собой программу деятельности больного — она программирует его поведение, не указывая на конкретные способы решения задачи или на способы выполнения частных операций. Эта программа, как видно из ее содержания, отвечает структуре нарушения интеллектуального акта у этих больных, поэтому она способствует устранению дефектов и восстановлению интеллектуальной деятельности (способности решать арифметические задачи). Опыт показывает, что программирование поведения больного, данное в развернутой и материализованной форме, устраняет дефекты решения задач и существенно помогает больному выполнить нужную серию операций.
Приведем пример. Больной У. (ист. б. № 35673, подробные данные приведены выше). Ему предлагается задача: «Хозяйка тратит за 5 дней 6 л керосина. Сколько керосина она израсходует за 30 дней? (Эту задачу больной уже решал накануне. С помощью нейропсихолога он решил ее двумя способами.) «Повторите задачу». — «Хозяйка тратила столько-то керосина за столько-то дней» (Пауза.) — « Что нужно узнать в задаче?» — «Нужно узнать, сколько керосина она тратит за один день». — «Правильно повторили задачу?» — «Правильно». — «Вспомните, может быть, не так повторили?» — «Не знаю». Педагог еще раз повторяет задачу. — «Решайте задачу. (Пауза.) Выдумаете, как решать задачу?» — «Нет, я ни о чем не думаю». — «Вы помните, как нужно решить эту задачу?» — «Нет». — «Решайте ее снова. (Пауза.) Что нужно прежде всего узнать?» (Пауза.)
Протокол показывает инактивность больного, выраженную адинамию и безынициативность; все это проявляется уже при повторении задачи, где он вместо основного вопроса задачи поставил промежуточный вопрос решения. К решению он не приступает, несмотря на систематическую стимуляцию его к деятельности со стороны педагога. Устная речь никогда не оказывала регулирующего влияния на деятельность этого больного. После неудачных попыток педагога вызвать у больного деятельность по решению задачи ему была дана программа действия (таблица).
9.4. Методы восстановления процесса решения арифметических задач у больных с теменно-затылочными поражениями мозга – предыдущая | следующая – 9.5. Метод программированного обучения решению задач больных с «лобным синдромом» (продолжение)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.