9.4. Методы восстановления процесса решения арифметических задач у больных с теменно-затылочными поражениями мозга

9.4. Методы восстановления процесса решения арифметических задач у больных с теменно-затылочными поражениями мозга

В связи с тем что в основе нарушения интеллектуальной деятельности у больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга лежат специфические нарушения пространственных синтезов, отражающиеся на возможности осуществлять анализ логико-грамматических структур и выполнять нужные математические операции, задачей восстановительного обучения в этом случае является создание для больных условий, которые помогли бы им компенсировать трудности анализа грамматической структуры задачи и перешифровки определенных логико-грамматических формулировок в математические операции. С этой целью применяется программа операций, замещающая нарушенное действие понимания вербальной стороны задачи. Программа состоит из ряда указаний, каждое из которых сообщает больному последовательность операций, которые ему нужно выполнить, чтобы понять условие задачи и решить ее. Все эти указания в совокупности представляют собой развернутое предписание последовательных действий больного по решению задачи. Программа имеет следующее содержание.

1. Найдите и подчеркните главные слова в первом предложении.

2. Подчеркните, что говорится о главном предмете в этом предложении.

3. Запишите схематически то, о чем говорится в первом предложении.

4. Перескажите первое предложение «своими» словами.

5. Найдите и подчеркните главные слова во втором предложении.

6. Подчеркните, что говорится о главном предмете во втором предложении.

7. Запишите схематически то, о чем говорится во втором предложении.

8. Перескажите «своими» словами то, что вы поняли.

9. Перескажите текст задачи. Употребляйте короткие простые предложения.

10. Решайте задачу. ПОМНИТЕ, ЧТО:

«Во сколько раз больше (или меньше)…» = «На сколько больше (или меньше)…» = — «в n раз больше (старше, длиннее и т. д. )…> = х «в n раз меньше (моложе, короче и т. д.)…> = : «на n единиц больше (кг, м, шт. и т. д.)…» = + «на n единиц меньше (кг, м, шт. и т. д.)…» = — «по столько-то единиц» = при чтении «по» отбросить. Какова психологическая структура этой программы и те основания, которые обеспечивают успех в решении арифметических задач этой группой больных? Данная программа выносит наружу, максимально развертывает и фиксирует посредством письменной речи то звено, которое больше всего пострадало у больных этой группы. Она обеспечивает развернутость и последовательность процесса перешифровки логико-грамматических конструкций на скрытое за ними значение. В программе совсем не уделено внимания тому поведению, которое требуется от больного при анализе логической структуры задачи, стратегии, необходимой для ее выполнения. Зато она указывает на последовательное выполнение действий, связанных с анализом грамматического строения задачи. То, чего больные не могут в силу своих дефектов сделать непосредственно, они достигнут с помощью программы, значение которой заключается в том, что она развертывает по содержанию и делает осознанным, произвольным по протеканию процесс восприятия и понимания текста, членит его на последовательные и осознанные операции, протекающие сначала вовне, в плане материализованного действия.

Приведем примеры, показывающие, как тот же больной овладевает решением задач, опираясь на предложенную программу действий.

Больному Б. (ист. б. № 34965, данные приведены выше) дается задача: «На двух полках лежат 18 книг. На одной полке на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг лежит на каждой полке?» Больного просят повторить задачу. «На каждой полке… нет не на каждой… а как сказать, что вместе 18 книг? Первый… из них. Я затрудняюсь… я как-то не пойму… сколько полок и как они?..»

Больному дается программа. Он медленно, обращаясь к помощи педагога, работает над каждым предложением. «Так. На 2 полках лежит 18 книг. Книги и две полки —главное. Что про них говорится — у них 18 книг. Я бы сказал так. Две полки в шкафу и вместе у них 18 книг. Дальше. На одной из них… Вот это загадка. Так». (Очень долго думает.) — «Вставьте пропущенное слово. Какого слова здесь не хватает?» — (Пауза.) — «Полка, так. На одной полка… полке… главное. Что же про нее говорится… ага… на 2 книги больше… большее — это главное, так? Да?» — «Теперь целиком». — «На одной… полке лежит больше… по сравнению… с этой (показывает на первое предложение) с другой… на… за… нет…» — «На сколько?» — «На 2 книги». Записывает: I + 2 = 18 книг. 1 у 2-й на 2 книги + 2 книги. «Сколько книг имеет первая и вторая полка отдельно?» — «Плюс 2 книги, раз больше на 2, да 2. Так (смотрит в программу)». — «Перескажите своими словами то, что вы поняли». — «Я уже пересказал. Вот (рисует 2 полки). Скажем, в шкафу лежат книги — х книг. Одна полка — вот эта больше… в… нет, на 2, ну наш, скажем… сколько книг и там, и там?»

«Теперь так (смотрит на схему)…. в шкафу 2 полки. На… в… них книги… 18 штук. Одна полка и другая полка по-разному. Одна… на одной полке больше… на 2 книжки. Сколько книг было и у той полки, и у той». — «Теперь решайте задачу». — «Можно сделать так (пауза). Вместе 18 книг тут… больше, а тут ничего неизвестно. Ага. Можно так, это будет по-детски — разделить книжки пополам. Потом… а потом… данные разделить… не разделить, а это минус одну единицу, и мы узнаем (пауза)… нет, логики тут нет, это вроде подгона. Лучше сделать так. Лишние книги отнять, минус, а потом остальные поровну делить… и потом лишние снова сложить, не сложить, а прибавить. 18 — 2= 16; 16: 2 = 8, 8 + 2 = 10. Все».

Описанная программа в значительной мере устраняет дефекты в речевой сфере и делает решение задач больными доступным.

Таким образом, интеллектуальный акт у этой группы больных нарушен лишь в одном операционном звене, в то время как общая структура интеллектуальной деятельности остается сохранной. Методика восстановительного обучения направлена на преодоление центрального дефекта, но обходным путем, и опирается на сохранные звенья в структуре интеллектуальной деятельности. Восстановительное обучение в данном случае решает и другую задачу — оно подтверждает положение о том, что интеллектуальный акт у больных с теменно-затылочными поражениями мозга нарушен лишь в его операционной части. Его нарушение проявляется в трудностях анализа логико-грамматических формулировок и понимания текста как единого связного целого, а также и в трудностях нахождения нужных арифметических операций, что также прямо или косвенно связано со специфическим нарушением речевой системы, своими корнями уходящим в расстройство пространственных синтезов.

9.3. Нарушение процесса решения задач у больных с поражением лобных отделов мозга (продолжение) – предыдущая  | следующая – 9.5. Метод программированного обучения решению задач больных с «лобным синдромом»

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.