тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

При эфферентной моторной афазии этот метод противопоставлений используется для снятия инертности речей процессов, преодоления персевераций и тем самым для становления активности речи. С этой целью создается ряд противопоставлений (оппозиций), в основу каждого из них положен один из способов противопоставлений, а затем и общая сетка противопоставлений, в которой одно и то же слово противопоставляете другим по разным основаниям.

Например, использование приемов оппозиций является эффективным для снятия персевераций и для восстановления процесса актуализации слов.

Метод оппозиций. Создается несколько таблиц с исходными словами, к которым необходимо найти слово, противоположное исходному по значению.

Метод оппозиций. Морфологический прием. Подбираются исходные слова, к которым должны быть найдены однокоренные слова.

Приемы, использующие ситуативную и категориальную связи исходного слова. В этих случаях также подбираются исходные слова в соответствии с этими видами связей.

На этой стадии используется не только первый прием — прием оппозиции, остальные приемы используются на последующих стадиях восстановительного обучения.

Процедура применения метода заключается в последовательности применения перечисленных выше приемов. Сначала исходные слова подаются больному на слух с обязательным предъявлением их письменного варианта. Больной слышит и видит слово, читая его вслух или «про себя». К исходному написанному слову даются три слова-ответа, одно из которых является искомым, а два других резко отличаются от искомого (по заданной связи). Позже процедура усложняется, и больной должен самостоятельно найти искомое слово без опоры на написанные слова. Сначала отрабатывается один из методов (способов связей слов) и способность больного находить слово по заданному ему слову и заданной связи исходного и искомого слова, и только после этого переходят к использованию следующего метода (т. е. уже к другой связи слова).

Связи слова

Исходное слово

Искомые слова

По противопоставлению

По морфологическому признаку

По ситуативной связи По категориальной связи

Черный

— » —

— » —

— » —

Белый

Чернота, чернильница,

чернила

Платок, хлеб

Цвет

Пример сетки противопоставлений

Этот прием включает ряд методов его использования.

После усвоения этих методов выбора нужных слов, их актуализации и произнесения переходят к использованию всех этих методов одновременно (даже на одном уроке). Все таблицы слов должны строиться с учетом таких характеристик исходных и искомых слов, как частотность слова, субъективная и объективная, фонетическая сложность, субъективная значимость слова для больного, его эмоциональная насыщенность. Самыми первыми словами для такой работы выбираются те слова, над которыми уже шла работа на предыдущей стадии и которые больной может произносить.

Третья стадия обучения. Задачей этой стадии обучения является восстановление предикативности речи, предикативной структуры фразы. Работа начинается с обучения больного актуализации и произнесению слов, обозначающих действия, путем включения глаголов в разные ситуативные связи, начинается с простых и доступных для больного приемов.

1. Одним из таких приемов является прием заканчивания фразы недостающим словом. Материалом служат стихотворения и песни, знакомые больному, строфы (или строчки) которых заканчиваются глаголом. Процедура работы проста —* больному на слух читается строчка из стихотворения, он должен закончить ее нужным словом-глаголом. Например:

Мой дядя самых честных правил,

когда не в шутку… (занемог),

он уважать себя… (заставил)

и лучше … (выдумать не мог).

Или

Зима еще… (хлопочет) и на весну… (ворчит), та ей в глаза … (хохочет) и пуще лишь… (шумит).

2. Одновременно применяется и прием вербализации собственных действий, психологический механизм которого заключается в связи слова с конкретным предметным действием и в вербализации этой связи. Процедура применения приема заключается в сопряженной, а позже — в отраженной вербализации всех выполняемых больным действий, заданных педагогом. Например, педагог дает последовательные задания больному: а) подойти к окну; б) вернуться обратно; в) сесть на стул; г) взять карандаш; д) рисовать. Боль- ной, реально выполняя действия, громко говорит то, что он делает: «Я иду к окну», «Я иду обратно», «Я сажусь на стул», «Я беру карандаш и рисую». Больной, выполняя действия, проговаривает их.

Процедура применения этого приема такова. Сначала задания даются педагогом последовательно и по одному. Больной сразу выполняет и одновременно проговаривает задание. Позже дается по нескольку заданий одновременно. Сначала вербализация действий происходит с помощью педагога (сопряженно), а позже — самостоятельно. Материалом служат частотные, конкретные предметные действия, выполняемые на уроке. Сначала они представляют набор не связанных по смыслу действий, что повышает произвольность и осознанность их выполнения и вербализации, и только позже действия должны быть сгруппированы по смыслу.

3. Прием введения слова в разные связи. Процедура применения этого приема предусматривает работу над одним и тем же словом, но в разных семантических связях. Перед больным выкладываются ряд предметных и сюжетных картинок и отрабатываемое слово (например, «играет»). Больной должен найти соответствующие этому слову предметные и сюжетные картинки, которые могут носить и ситуативную, и категориальную связь с заданным словом. Затем записать обнаруженные связи заданного слова сначала в виде схемы:

человек

инструмент

играет

ребенок

шахматист

затем в виде предложений (Играет ребенок. Шахматист играет).

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –   6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.