canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

процедура ведения занятий при эфферентной моторной афазии

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Восстановление рядовой и автоматизированной речи на этой стадии идет быстро, если правильно построить занятия — их методическую сторону, а также и форму проведения. Занятия должны быть интересными, носить «живой» характер, не должны быть монотонными. В середине занятия полезно устраивать больному активный отдых: ходьбу под музыку или совместное пение, рассматривание репродукций картин и т. д. На этой стадии больной научается активно и осознанно произносить ряд слов (раз, два, три, четыре…; январь, февраль… и др.), ряд строчек из стихотворений, может пропеть куплет из песни, но он еще не может активно выделить и произнести отдельное слово из того же речевого ряда, отдельное предложение.

Вторая стадия обучения. Задачей второй стадии является восстановление активного произнесения отдельных слов. Материалом работы и здесь сначала является рядовая речь. Однако если на первой стадии автоматизированные речевые комплексы служили восстановлению произнесения целых рядов слов (и фраз), то на второй стадии они используются для вычленения и активного произнесения отдельных рядов. С этой целью больного обучают сначала развернутому способу активного произнесения отдельных слов из тех же речевых рядов и автоматизированной речи, затем программам речевого действия, сложность которых постепенна возрастает. Постепенное выполнение операций, содержащихся в программе, позволяет восстановить у больного способность к активному выделению и произнесению слов, сделать речь больного осознанным и произвольным актом, способствует преодолению персевераций. Поэтому больного сначала обучают развернутому способу активного произнесения отдельных слов из речевого ряда. Последовательный ряд программ (состоящих из последовательных операций) возрастающей сложности и позволяет перевести больного от пассивного к активному произнесению слов. Этот прием, разработанный нами, был назван «последовательной активизацией речевой деятельности». Он состоит из серии последовательных операций (программа активного речевого действия).

Работа происходит следующим образом: а) педагог считает до десяти (или называет дни недели, наименования месяцев, хорошо знакомую стихотворную строку и др.); б) больной слушает и ударами рук по столу воспроизводит общую ритмику речевого ряда и фиксирует каждое услышанное им i слово; в) весь речевой ряд проговаривается сопряженно с педагогом с одновременным отстукиванием его ритма. После  отработки этих трех операций, когда больной овладевает умением свободного воспроизведения (отстукивания рукой)  ритма любого речевого ряда и сопряженного повторения, начинается работа по обучению следующим операциям, с  помощью которых больной овладевает способом активного выделения и произнесения отдельного слова из ряда; г) операции по дискретному повторению. Педагог произносит  весь ряд громко, больной произносит часть ряда (указанного | педагогом) громко, а часть — шепотом; д) затем процедура остается той же самой, операция проговаривания ряда усложняется, так как громкое повторение постепенно сужается до одного слова, а все остальные слова повторяются сначала громким шепотом, затем — «про себя»; е) самостоятельное произнесение речевого ряда шепотом и одного слова (указанного педагогом и всякий раз другого) громко.

Раз, два, три, четыре пять шесть, семь… десять

шепот громко шепот

У лукоморья дуб зеленый златая цепь на дубе том

шепот громко шепот громко шепот

У ЛУКОМОРЬЯ дуб зеленый

шепот громко шепот

Психологический механизм действия этой программы операций заключается в развертывании и вынесении вовне, на уровень громкой речи, процесса активного выделения слова из ряда, в постепенной его интериоризации (уходе во внутреннюю речь), осознанности и произвольности речевых действий. Все эти операции способствуют созданию у больного способа активного произнесения слов, снятию персевераций. С помощью ряда упражнений этот заданный способ «присваивается» больными, закрепляется навык. Применяются разные упражнения: а) запись произносимых слов с опорой на громкое проговаривание слова (протяжное, послоговое) и на соответствующую картинку; б) поиски отрабатываемых слов в текстах, подчеркивание, произнесение, записывание их в тетрадь; в) включение этих слов в другие семантические связи — ситуативные, логические.

Прием семантических связей слова. Известно, что семантическое содержание слова определяется не только тем, что оно означает, но и тем, чему оно противопоставляется. Известно также, что семантические поля в языке и в речевой практике человека складываются по разным основаниям: 1) по семантической общности (родовая общность, категориальная, ситуативная и др.); 2) по морфологическому признаку (однокоренные слова); 3) по оппозиции и т. д. Поэтому при построении методов восстановления речи важно учитывать эту характеристику словаря. Особенно важным становится это свойство лексики при построении методов, направленных на восстановление: а) актуализации и произнесения слов; б) активности речи; в) словарного запаса; г) понимания слов и т. д. Психологический механизм этого состоит в сужении поля выбора нужного слова и в определении круга слов, т. е. в указании направления, в кото больной должен искать нужное слово. Сужение поля выбора и указание его направления могут служить основой для становления процесса активного поиска слов, произнесен слов, а также и для преодоления дефектов номинативной функции речи, о которых будет сказано ниже.

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение) – предыдущая  | следующая –   6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

Яндекс.Метрика