Практическая психологическая проблема возникает в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и больным развиваются неблагоприятно. Тогда врачу не остается ничего другого, как вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не провоцировать самому и стараться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Таким образом создаем коррективный опыт, т. е. отрицательные проявления больного корригируем при помощи собственных положительных проявлений, например, терпеливостью, тактом и толерантностью. И, наоборот, стереотипная, до сих пор, к сожалению, нередко стихийная, «естественная» реакция – злобой на злобу, иронией на иронию, беспомощностью на беспомощность, депрессией на депрессию – усиливает порочное и проблематичное отношение больного и возможности конфликтов и недоразумений возрастают. Такое поведение подходящим образом характеризует выражение: «подливать масло в огонь». При этом именно такая «естественная» реакция представляет напрасную трату времени, в то время как противоположный подход, т. е. принимать больного таким, какой он есть, экономит время врача и медицинских работников, хотя и требует большего самообладания и более глубокого знания взаимосвязей и значения коррективного опыта.
4. Взаимоотношения медицинской сестры и больного
Положение и роль медицинской сестры приобретает все большее значение особенно в стационарных медицинских учреждениях. Медицинская сестра здесь проводит в прямом контакте с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у нее ищет понимания и опоры. Если врач во взаимоотношениях с больным может в переносном смысле выполнять роль «отца», то медицинской сестре в этих взаимоотношениях принадлежит роль «матери». Само понятие «сестра – попечительница» говорит о переносном характере этих взаимоотношений, хотя оно и возникло значительно раньше рассуждений 3. Фрейда о трансфере.
Традиционная подготовка медицинских сестер до недавнего времени концентрировалась прежде всего на технической стороне ухода за больными. Само собой разумеется, что ею тоже нельзя пренебрегать. Однако недооценивание психологического подхода медицинских сестер к больным часто приводило к тому, что больные выражали «недовольство» и протестовали против «казенного», «казарменного» поведения некоторых медицинских сестер, несмотря на то, что с физическои точки зрения уход за ними был хорошим. Один из наших больных следующим образом высказался по этому поводу: «У медицинской сестры поведение часто более казенное, чем у врача». С другой стороны, в развитии взаимоотношений между медицинской сестрой и больным иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появления стремления к флирту или к беспомощному сочувствию. Некоторые медицинские сестры ухудшают свое положение по отношению к больным неконтролированной болтливостью и тем самым вносят конфликтные элементы во взаимоотношения между больными. Медицинская сестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного но не должна стремиться решать эти проблемы. Гарди рекомендует применять следующие методы разговора медицинскои сестры с больным с целью соблюдения выше приведенных принципов:
1. Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела ?»
2. Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»
3. Медицинская сестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.
4. Задать отвлеченный вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?»
5. Сказать незаконченную фразу: «А если Вы сейчас вернетесь домой, так…»
6. Высказаться непосредственно к проблеме: «Это настолько беспокоит Вас, что Вы не можете остаться в больнице?»
7. Завести разговор о том, что является самым близким для больного: дети, семья, работа, привычки,
Гарди далее выделяет отдельные типы медицинских сестер в зависимости от характера и отношения к работе:
- Практический тип, отличающийся точностью и строгостью, забывающий иногда о человеческой стороне больного. В парадоксальной форме иногда проявляется, например, в том, что будит спящего больного, чтобы дать ему снотворное.
- Артистический тип, отличающийся аффектированным поведением; такая медицинская сестра старается без чувства меры произвести впечатление на больного, старается быть важной;
- Нервный тип; такая медицинская сестра часто бывает утомленной, испытывает ощущение, что ее усилия не признаются, раздражена, пациенты около нее не чувствуют себя спокойно. Она старается подсознательно уклониться от некоторых обязанностей, например, из опасения заразиться. У некоторых таких медицинских сестер имеется опасность появления зависимости от лекарств (токсикомания), которым она пытается подавлять и компенсировать свои затруднения.
- Мужской тип медицинской сестры, крупного телосложения: решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Больные характеризуют ее поведение как «военное». В благоприятном случае становится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых медицинских сестер. В неблагоприятном случае такие сестры бывают примитивными, агрессивными и деспотичными.
- Материнский тип медицинской сестры, «милая сестричка», часто пикнического телосложения.
- Сестры-специалистки, работающие, например, на электрокардиографе, электроэнцефалографе; они иногда имеют чувство превосходства над медицинскими сестрами, работающими на отделениях; если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом с чередующимися дежурствами бывают напряженные отношения.