/     /  
Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация

5. Профессиональная психическая деформация

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совер­шенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия мо­жет также вызывать деформации, деформировать характер человека. Де­формации могут вызывать в некоторых случаях лишь добродушное под­шучивание (профессорская забывчивость, рассеяность), но в других слу­чаях они могут быть предметом иронии, сарказма и сатиры (чиновни­чий, казенный бюрократизм).

Склонность к профессиональной деформации особенно часто на­блюдается у определеных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. От решений и воли этих людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих, работников госбезопасности а также медицинс­ких работников. Обладание властью приводит к общественной и психи­ческой деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действен­ные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют или они являются недостаточными и формальными, так что критика и выраже­ние недовольства приобретают противозаконный, бунтарский характер.

Врач тоже обладает определенной властью над больными, следова­тельно, он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу, власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная дефор­мация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адап­тации.

Профессиональная адаптация является необходимой для медицинс­кого работника. У врачей, медицинских сестер и вспомогательного пер­сонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, про­явление психических заболеваний и т. д., постепенно развивается опреде­ленная эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических си­туациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значи­тельного психического потрясения, возникшего у них при первом посе­щении помещения, где находилось много человеческих трупов, и при­ступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и медицинских рабочиков навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и уважитель­но относиться к мертвому телу. Это является необходимой составной частью не только человеческого но и профессионального уровня врача. Профессор патологической анатомии медицинского факультета в Брно Нейман не допускал, чтобы кто-нибудь появлялся в прозекторской в го­ловном уборе и вел себя так, что это можно было расценивать как неува­жение к мертвым. Мы приводим этот пример в качестве контраста с те­ми случаями, когда и живым не оказывается соответствующие уважение и не всегда щадится их достоинство.

Поведение и некоторые выражения медицинских работников нахо­дятся на грани профессиональной адаптации и деформации. По Вондрачеку, уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие эле­ментарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде рисового супа», «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в виде черного пива».

Профессиональными деформациями являются и поведение и вы­ражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. На­пример, если врач и медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в двадцатикоечной палате или врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Студентка медицины на экзамене по медицинскои психологии в качестве примера профессиональной деформации студен­тов-медиков рассказала, что некоторые из них в секционном зале шутят над трупами, рассказывают анекдоты и курят.

По выражению Грегга, личность больного нельзя считать неудоб­ным придатком к больному органу, который врач должен обследовать.

Профессионально деформированный лечащий врач, ставящий диаг­ноз хотя и точно, но при помощи машин, вызывает у больного впечатле­ние незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого.

Имеются и некоторые организационные и экономические обсто­ятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Слож­ный механизм планирования и управления медицинскими учреждени­ями, необходимость капитального ремонта многих больниц и поликли­ник затягивают процесс создания необходимых условий в отделениях, расположенных в старых зданиях. Медицинским сестрам, а в известной степени и врачам не мешают большие палаты. В них легче справиться с работой, больные сами наблюдают друг за другом и помогают друг другу больше, чем в маленьких палатах. Значительно меньше такое по­ложение нравится больным. В. Вондрачек афористически описывает по­добное положение: «Страшно пребывание в палате, где один ест, другой стонет, третий занимается дефекацией и четвертый умирает». Большин­ство больных по существу очень легко приспосабливается к подобным ситуациям, в связи с чем вспоминается высказывание Ф. М. Достоев­ского о том, что «человек – это существо, которое ко всему привы­кает».

Медицинская сестра – предыдущая | следующая – Профессиональные деформации

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)