В анамнезе можно применить облегчающий терапевтический фактор психической вентиляции, о которой уже упоминалось выше. Психическая вентиляция иногда нарушается некоторыми организационными или административными обстоятельствами. Через кабинет проходит медицинская сестра или она постоянно находится в кабинете; иногда в кабинете находятся другие больные, многие из них полураздетые ждут своей очереди, в то время как врач разговаривает с одним из них; все это связано с упомянутой «механизацией труда» в поликлинике, обусловленной с одной стороны, большим наплывом больных, с другой стороны, нежеланием или неспособностью медицинского персонала решать ситуацию по-человечески более подходящим способом. Если даже больной при анамнезе с нашей точки зрения объективно задерживает нас, мы не упрекаем его и не критикуем его способ рассказывания, а тактично и незаметно направим его рассказ на те темы, которые необходимы нам для наших заключений.
Современная медицина не обходится без клинических и лабораторных вспомогательных методов исследования. Если даже лечащий врач опирается на эти исследования, он должен вести себя так, чтобы у больного сохранилось ощущение, что он является «его больным»; он не должен переносить ответственность на других врачей; в случае неясности он должен лично советоваться с консультантами, избегать критики их заключений и рекомендаций при больном, который в данном случае не может ему оказать помощь и может лишь потерять к нему доверие при таком поведении. Консультанты должны быть сдержанными в своих высказываниях по отношению к больному, и если он спрашивает о значении результатов их исследований, то они направляют его к лечащему врачу, у которого концентрируются результаты всех исследований и который может сделать общее заключение. Если в процессе обследования выявится необходимость лечить больного у врача-ортопеда, а не у терапевта, как предполагалось первоначально, целесообразно, не откладывая, заменить лечащего врача после взаимной договоренности. В условиях частной практики врачи не любят передавать больных своим коллегам. Мы знали психиатра, который в порядке частной практики диагностировал и лечил не без успеха и некоторые заболевания почек. В настоящее время, наоборот, врачи скорее отказываются принимать больных для лечения и находят для этого разные медицинские и другие причины.
Госпитализация больного в некоторых случаях осуществляется после его доставки на машине скорой помощи. При этом иногда наблюдается неприятный контраст между скоростью, с которой примчалась в больницу машина скорой помощи и временем ожидания в связи с поисками дежурного врача. Надежная сигнализация о нахождении врача и возможность быстро вызвать его в случае надобности кажется мелочью, но она имеет положительное значение для психического состояния поступающего больного. Ведь именно в этот момент у него создается первое впечатление о медицинском учреждении, в которое он поступает, и это впечатление отражается на всем остальном. Но здесь оказывает влияние вся обстановка учреждения, начиная от вахтера, санитаров, административных работников вплоть до сестры, принимающей и записывающей больных. При подготовке всех медицинских работников необходимо стремиться соответственно уровню их образования научить понимать смысл психологического подхода к больному и избегать некоторых профессиональных формулировок, психически травмирующих больного, как, например: «Опять на одну койку больше» или «Вы к нам не относитесь», «Вы не наш больной», «Идите в поликлинику, но там уже никого нет», «Зачем вас сюда послали, скажите им, что вы уже седьмой и что хватит уже с нас этой путаницы».
Прием больных ночью является особенно ответственным. Врач не имеет возможности воспользоваться вспомогательными методами исследования и также вызов консультантов осуществить труднее. Он вынужден больше надеятся на собственное исследование и свое заключение. Больше того, он бывает утомлен после рабочего дня, и если его будят, то потребуется некоторые время, прежде чем он сможет сосредоточиться. Врачу лучше на некоторое время задержаться (если состояние больного это позволяет), освежиться холодной водой, привести себя в порядок, прежде чем появиться перед больным, а не выходить к больному в таком виде, который не внушает доверия. В общем более целесообразно, если врач не ложится спать раньше полуночи, даже если у него вся работа сделана, так как просыпаться через полчаса после того, как уснул, особенно неприятно. Врачу не следует проявлять недовольство из-за того, что его разбудули; он должен понимать, что больной не всегда знает, обоснованно ли он вызвал скорую помощь и был направлен в больницу; разобраться в этом может только медицинское учреждение. Бывают ситуации, когда уместно больному объяснить, что он необоснованно вызвал неотложную помощь; например, больной в течение недели испытывал ломоту в руках, из-за которой в прошлом лечился и которая ночью усилилась, и все равно потребовал оказания немедленной помощи или во время ночного дежурства в стоматологическую клинику явился посетитель только потому, что у него искривился протез и он не может его вставить. Но если у больного впервые появиться ночью приступ страха, о котором известно, что он может сопровождать серьезные сердечные расстройства, нельзя упрекать больного в том, что он обратился за помощью, даже если оказалось, что его жалобы обусловлены расстройством депрессивного невротического характера. Отказ в госпитализации такому больному лишь на основании общего впечатления, что речь идет о неврозе, а на самом деле у больного инфаркт миокарда, может иметь неприятные последствия как для больного, так и для врача. Остальных медицинских работников тоже следует приучать, чтобы они к таким больным относились с пониманием и не проявляли открыто недовольство, усталость и пренебрежение.