Обработка данных обследования чтения учащихся начальных классов (продолжение)

Оценка семантической стороны чтения вслух и «про себя»

Оценка семантической стороны чтения происходит по двум па­раметрам: способность составить точный пересказ текста и понима­ние прочитанного текста.

Оценка пересказа прочитанного текста осуществляется с помо­щью подробного анализа пересказа текста учащегося, записанного на диктофон во время обследования, по двум основным показателям: цельность и связность пересказа.

Оценка цельности и связности пересказа включает баллы, на­численные за: точность; самостоятельность пересказа; смысловую адекватность; программирование текста, его лексическое и граммати­ческое оформление.

Оценка точности пересказа.

При оценке точности пересказа анализируются:

  1. Возможность каждого учащегося максимально точно переда­вать общий смысл текста, используя слова и словосочетания, упот­ребляемые автором.
  2. Употребление авторских слов при ответе на вопрос экспери­ментатора, задаваемом школьнику для восстановления пропущенной им при пересказе какой-либо части текста.
  3. Невозможность ответить на вопрос по тексту, и ответы на во­просы экспериментатора, не относящиеся к прочитанному тексту.

Примечание: смотреть протоколы обследования чтения, приве­денные в приложении.

Критерии оценки точности пересказа:

2 6 — использование при пересказе слов и словосочетаний из авторского текста или других, не искажающих общего смысла текста;

1 6 — правильные ответы на вопросы с использованием слов и словосочетаний автора;

О б — ответы на вопросы не относятся к содержанию текста;

О б — отказ от ответа на заданный вопрос.

Баллы, полученные за самостоятельное воспроизведение текста, а также баллы, начисленные за правильные или неправильные ответы после наводящих вопросов и отказы, суммируются. В результате учащийся получает итоговый балл за пересказ.

Оценка самостоятельности пересказа осуществлялась путем подсчета общей суммы только двухбалльных оценок, начисленных ученику за точность составления пересказа.

Оценка смысловой адекватности пересказа. Данный выделенный показатель оценивается следующим образом:

15 6 — составление полного, правильного пересказа и понимание его смысла;

10 б — неполный пересказ текста с правильными ответами на вопросы экспериментатора;

5  6 — правильная передача текста, но с буквальным пониманием смысла сюжета, даже после дополнительных вопросов, задаваемых экспериментатором по содержанию текста;

0 б — искажение смысла текста при пересказе, неадекватное его толкование при наличии вопросов экспериментатора.

Оценка программирования текста при составлении пересказа проводится с помощью начисления баллов за передачу всех связан­ных между собой смысловых звеньев текста в соответствующей по­следовательности .

Критерии оценки программирования текста при пересказе:

15 б — пересказ текста содержит все связанные между собой смысловые звенья текста, переданные в нужной последовательности;

10 б — пропуск смысловых звеньев в тексте, отсутствие смы­словых связок, неоправданный повтор одинаковых связующих эле­ментов;

5 6 — тенденция к фрагментарной передаче текста, простое перечисление событий без обобщающей сюжетной линии, необос­нованные неоднократные повторы слов и грамматических конст­рукций, наличие вспомогательных вопросов для построения пере­сказа;

0 б — невозможность создать связный текст пересказа даже при оказании помощи со стороны экспериментатора.

Оценка лексического оформления пересказа. Этот показатель оценивается по 15-балльной шкале. Критерии оценки лексического оформления текста при пересказе:

15 6 — адекватное использование вербальных средств;

10 6 — поиск отдельных слов с использованием непродуктивной лексики, наличие единичных близких смысловых замен;

5 6 — выраженная бедность словаря, наличие неоднократных вербальных замен;

0 б — далекие вербальные парафазии, использование неадекват­ной лексики.

Оценка грамматического оформления пересказа. При оценке это­го показателя анализируется правильное грамматическое оформление составляемого пересказа, а также возможность использования раз­личных грамматических конструкции.

Критерии оценки лексического оформления текста при пересказе:

15 6 — правильно грамматически оформленный текст пересказа с использованием сложных и разнообразных грамматических конст­рукций;

10 б — грамматически правильно оформленный пересказ с ис­пользованием однотипных конструкций и перестановкой порядка слов;

5 6 — наличие негрубых аграмматизмов или параграмматизмов (несоблюдение грамматических обязательств);

0 б — множественные аграмматизмы.

Дополнительно при оценке пересказа:

—   высчитывается количество вербальных замен, т.е. учитываются те слова, которые заменяли прочитанные на семантически близкие слова;

—  определяется длина текста путем подсчета общего количества слов в тексте;

—   вычисляется средняя длина синтагмы путем деления общего количества слов на количество синтагм;

—   высчитывается индекс прономинализации, представляющий собой отношение доли местоимений к доле существительных, ис­пользуемых при пересказе. Для вычисления этого показателя общее количество местоимений, использованных в пересказе, делится на общее количество употребляемых при пересказе существительных;

—   при определении стереотипности грамматического оформле­ния пересказа подсчитывается количество стереотипно построенных синтаксических конструкций.

Правильность чтения – предыдущая | следующая – Смысл текста

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при проблемах с обучением