/     /  
Глава 9. Коррекция соматонозогнозий с целью повышения эффективности лечения больных

Глава 9. Коррекция соматонозогнозий с целью повышения эффективности лечения больных

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимания и отношения к болезни, безусловно, может и должно повысить эффективность медицинской помощи.

Как писал М. Я. Мудров «зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».

С психологическои точки зрения ведущей задачей врача являются коррекция соматонозогнозий, формирование нормосоматонозогнозии и поддержание ее на всем протяжении диагностического и реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический аспект работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности, а также влияние на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозий предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирования выдержки и мужества в борьбе с болезнью и ее последствиями с целью скорейшего возвращения к активной жизни. Указанная выше апелляция к личности осуществляется путем психологического воздействия на сенсологический и оценочный этапы соматонозогнозий: ослабление дискомфортных явлений и болей, дезактуализация значимости витальной угрозы, этического, эстетического, интимного и профессионально-трудового компонентов. Важное значение приобретает нормализация эмоциональных реакций на проявления болезни, снятие эмоциональной напряженности, состояния тревоги и мнительности — все это повышает психологическую устойчивость больного. Этой же цели достигают созданием в отделении благоприятного психологического климата, разумным использованием влияния на больного его родных, близ­ких, друзей, а также, как уже отмечалось, медперсонала и больных его палаты. В итоге часто наступает улучшение настроения больного, у него исчезает недоверие к методам обследования, боязнь их и, наоборот, появля­ются надежда, а затем и уверенность в выздоровлении.

Одним из основных методов корректирования лич­ностных реакций больных, как известно, является пси хотерапия. Последняя определяется как комплексное лечебное воздействие психическими средствами на пси­хику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отно­шения к своему заболеванию, себе и окружающей спеде [Рожнов В. Е., 1974].

Психотерапевтическое воздействие, как принято счи­тать в настоящее время, должно базироваться на ди­намике нарушенных отношений личности к своему здоровью и социальному окружению.

Наиболее адекватна так называемая рациональная психотерапия разъяснительного, успокаивающего, отвлекающего, активирующего характера, косвенное вну­шение с учетом индивидуальных особенностей личности, характера заболевания и тяжести общего состояния. Особенно действенна психотерапия, проводимая леча­щим врачом [Ковалев В. В., 1972]. Основные цели психотерапии: разъяснение роли самого больного в успешности лечения и реабилитации, коррекция мас­штаба переживания, активирование в лечении, подав­ление отрицательных реакций (эгоцентризма, ухода в болезнь, безразличия и др.); создание системы вза­имного ободрения и через нее условий для подавления неадекватного отношения, мешающего проведению комплексного лечения. Главная задача — перестройка отношений личности больного путем сознательного и целенаправленного перевоспитания. Симптоматическая психотерапия преследует коррекцию отношений к опре­деленным симптомам. Отвлекающая психотерапия ставит ограниченные задачи — создать временное отвлечение внимания от болезни, ослабить фиксацию на имеющихся симптомах. Следует также использовать метод лечебной перспективы — это принцип целей и путей к здоровью [Либих С. С., 1969].

На диагностическом этапе психотерапевтическое содержание должно иметь место в любом жесте, слове, манере каждого, кто участвует в обследовании и лечении больного. Учет механизмов «желаемого и осязаемого» в мышлении и восприятии больных, обсуждение разного рода жизненных ситуаций и др.— все это является необходимой формой исполнения профессионального долга врача [Либих С. С., Михайлова Н. А., Медовникова Н. А., 1977].

Не всегда приемлемо указание конкретных сроков проведения курса лечения, после которого ожидается получение положительного эффекта. Ложь во благо больного допускается, а требования искренности и честности не предполагают разглашения врачебной тайны. Врач должен обеспечить больным положительно воздействующую информацию. Эта информация содействует формированию и укреплению у больных надежды на существенную помощь лечения, не допускает отчаяния, неверия в лучшее [Лебединский М. С., 1977]. Опыт показывает, что не каждому больному необходимо объяснять характер болезни, обследования, лечения и прогноз, а только тем, кто в этом нуждается для пользы лечения. Информация от врача и персонала не должна быть противоречивой или неопределенной. Необходимо исключить возможность двусмысленного толкования. Иначе создается впечатление о неопределенности, что является травмирующим фактором. Не должны допускаться загадочные высказывания, недомолвки, намеки, неудачные шутки, которые всегда неправильно воспринимаются больными.

В случаях когда психотравматизация в результате болезни, переживания ее не может быть изменена, психотерапия должна помочь больному изменить оценку этих обстоятельств, т. е. увидеть в них то обнадеживающее, тот путь, по которому следует идти, чего он до сих пор не искал и не замечал [Лебединский М. С., 1971]. Следует также добиваться преодоления неправильных установок в отношении последствий болезни, создания и формирования перспективных линий, т. е. новых положительных доминант, замещающих в определенной мере сомато-психологический дефект. Разумеется, психотерапия не может строиться на заведомо ложных перспективах разрешения ситуации.

Для обнадеживания больного может быть исполь­зован пример других больных. Необходимо обучать преодолению отрицательного самонаблюдения через обращение к тем ценностям бытия, за которые стоит приносить определенные жертвы. Известно, что ум­ственный труд помогает при телесных недугах.

Таким образом, психотерапия проводится постоян­но, прямым и косвенным способами поэтапно Этапы психотерапии: седативный, активирующий, тренирующий (расширение круга деятельности и интересов), реконструктивный и поддерживающий.

Потеря зрения – предыдущая | следующая – Психологическая реакция на болезнь

Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)