Выше приведенная дискуссия не означает, что в кросс-культурном исследовании не следует использовать те или иные формы тестирования. Существуют ситуации, в которых проведение тестирования полезно. Повторим мнение, высказанное ранее: если психолог пытается предсказать показатели успеваемости для учеников школы, состоящих из представителей среднего класса, то тесты для этой категории могут оказаться вполне хорошими. Однако отметим разницу между утверждением «Этот ребенок вряд ли будет хорошо учиться в этой школе» и «ребенок глуп».
Мы можем статистически контролировать те переменные, которые коррелируют с изучаемой зависимой переменной. Например, если существует фактор социально одобряемого реагирования, то можно его контролировать путем статистической «стандартизации» данных.
Общие комментарии
Ясно, что при тестировании возникает много ошибок, и нужно быть очень внимательными. Один из лучших способов проведения исследования конкретного явления – привлекать к нему местных ученных, которые хорошо знают свою культуру. Кроме этого, необходимо использовать несколько методов получения данных, поскольку в каждой культуре каждый метод имеет различное значение. Если результаты, полученные разными методами, совпадают, то маловероятно, чтобы какое-то конкретное пристрастное отношение испытуемых к методу измерения, проявится во всех результатах.
Исследователь также должен различать конструктную валидность в рамках каждой культуры. Для проверки конструкной валидности он имеет теорию и проверяет ее. Если получаемые данные в совокупности соответствуют теоретическим предсказаниям, то и теория, и инструментарий измерения изучаемого конструкта, скорее всего, окажутся валидными.
Предположим, у нас есть теория, предсказывающая связь «предпосылок» в отношении интеллекта (например, возраста, стимулирующего социального окружения) с конкретными «последствиями» для интеллектуального развития (например, хорошей успеваемостью, успешным решением проблем). Если в каждой культуре мы будем измерять IQ разными методами и обнаружим, что корреляция между измерениями IQ и рядом «предпосылок» и «следствий», соответствующих теории, приблизительно одинаковы для обеих культур, то мы валидизировали наш методический инструментарий для использования в этих культурах. Если модели корреляций одинаковы, а статистические тесты (обсуждены Irvine,Carroll, 1980) показывают, что эти два измерения эквивалентны, то результаты можем сравнивать.
Хорошая теория может исключать конкурирующие гипотезы
Если у нас есть хорошая теория, позволяющая делать предсказания, и она подтверждается конкретными эмпирическими данными, то влияние некоторых конкурирующих на исследование гипотез становится менее вероятным (Malplass, 1977). Предположим, что теория предсказывает, что в культуре коллективистического типа люди будут больше отдавать предпочтение достижению семейных целей, чем своих личных, а в индивидуалистической культуре люди больше будут отдавать предпочтение достижению личных целей, чем семейных. И предположим далее, что мы собрали данные в сельских регионах Китая и Америки и получили результаты, которые предсказывала теория. В этом случае влияние многих конкурирующих гипотез на результаты – различное определение изучаемых конструктов, разные уровни мотивации, различные конфигурации возможных реакций – становятся менее вероятными.
Это не означает, что не следует беспокоиться о возможном влиянии конкурирующих гипотез на результаты исследований, если есть хорошая теория. Если теория и конкурирующая гипотеза дают одинаковые предсказания, использовать эту теорию для исключения влияния конкурирующей гипотезы невозможно. Однако в некоторых случаях теория и конкурирующие гипотезы будут давать различные предсказания. И если данные соответствуют теоретическим предположениям, то это служит подтверждением ее правильности.
Исходя из этой дискуссии, главное, о чем необходимо помнить при проведении кросс-культурных сравнений – делать выводы о культурных различиях не так легко. Это требует больших усилий, проверки, исключения конкурирующих гипотез и т.п., прежде чем выявленное культурное различие становится более вероятным и объяснимым. Поэтому при чтении литературы по кросс-культурной проблематике необходимо выяснять, что дополнительная работа по проверке и исключению конкурирующих гипотез действительно проведена исследователем.
тестовая ситуация – предыдущая | следующая – аккультурация
Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление