Критика и взаимодействие
Традиционную медицину и психотерапию можно описать по трем критериям: а) психопатологический процесс, имеющий целью устранить заболевания, нарушения и конфликты; б) многообразие методов, которые часто похожи; в) пассивная позиция пациента. Позитивная психотерапия с ее тремя аспекта ми: позитивный процесс как реакция на психопатологию, содержательный процесс как медиатор для совместной работы различных специальных дисциплин, пятиступенчатая модель самопомощи и терапии для активизации пациента, — стремится расширить традиционный подход. В понятие самопомощи входит решение конкретных проблем: — Как я обращаюсь со своим депрессивным или шизоидным партнером? — Как я веду себя по отношению к моему тревожному ребенку? — Как я веду себя по отношению к моему несправедливому шефу? и др. В моей книге «Позитивная психотерапия» (Peseschkian, 1977а, S.375—400) я представил различные терапевтические процедуры (психоанализ, поведенческая терапия, индивидуальная психология, аналитическая психология, логотерапия, недирективная психотерапия, гештальттерапия и т.д.), возможности их реинтерпретации и пути взаимодействия между разны ми специальными направлениями. С самого начала моей работы в 1969 г. у коллег постоянно появлялись критические замечания. Среди прочих они часто касались трех аспектов: 1) насколько эклектична модель, и можно ли связывать воедино различные методы; 2) в какой степени практикуемая мною конфликтцентрированная краткосрочная терапия ведет к переструктурированию личности; 3) можно ли объяснить содержательный процесс с точки зрения глубинной психологии. К первому: большое число предложенных на сегодняшний день терапевтических методов в такой степени не соприкасаются друг с другом и даже противоположны один другому, что взаимодействие их невозможно. Эту ситуацию можно преодолеть только тогда, когда отдельными методами и теоретическими подходами будет признано соответствующее значение метатеории. Такую метатеорию я попытался создать в форме позитивной психотерапии. Многообразие включаемых в нее методов могло у некоторых коллег создать впечатление эклектизма. Во всяком случае этот эклектизм систематического рода, а не просто нанизывание методов друг за другом. Четко установлено, почему, когда и какой метод может быть применен для психотерапии. Кажущийся эклектизм является, таким образом, ответом на многообразие расстройств и индивидуальных возможностей их переработки, каждая из которых нуждается в своем особом лечебном средстве. Если такое положение вещей проигнорировать, следствием будет то, что отдельные заболевания и группы пациентов, которым не в состоянии помочь узкие теории, оказываются закрытыми для психотерапевтической службы. Именно это делает необходимым комплексный подход с учетом различных форм терапии с их многообразными диагностическими возможностями. Здесь мы сталкиваемся со своевременной тенденцией, т.е. со стремлением навести междисциплинарные мосты и исследовать коммуникативные возможности школ (взаимодействие физики и медицины, психологии и общественных наук, сочетанное применение групповой и индивидуальной терапии). Разносторонность нашей проблематики требует разносторонности метода, который смог бы учесть все эти проблемы. Психологические исследования в области культуры показали, что везде, где не учитывается временной аспект, дело доходит до фиксации неадекватных попыток искажения реальности — в политике, науке и религии. Хотя обычно научная деятельность ведет к новым познаниям, именно в ней мы нередко обнаруживаем фиксации догматических постулатов, которые обращены против новых, своевременных открытий. В психосоматике и психотерапии это тоже давний спор между методами. Некоторые такие исторические события я уже описывал в своей книге «В поисках смысла» (Peseschkian, 1983, S.82—88). Упрек в «эклектизме» с межкультурной точки зрения приобретает иное значение. Так, профессор А.Н.Леонтьев (факультет психологии в Москве) в своем последнем интервью (Зинченко, 1989, с.76—90) сказал: «В США появилась работа одного советского психолога, и, между прочим, сказано, что при изложении материала он был «предельно эклектичен». Александру Лурия и мне пришлось утешать обиженного автора и убеждать его, что издатель хотел на свой манер похвалить его, что в его устах «эклектизм» означает то же, что и «широта кругозора» и способность принимать во внимание одновременно раз личные учения, и что его замечание, следовательно, было комплиментом». К 2) Моя цель — синтез динамики конфликта, как она понимается в психоанализе и глубинной психологии, с методиками поведенческой терапии. Содержательный процесс редуцирует языковые барьеры и повышает потенциал пациента к самопомощи. Профессор Langen из Майнца, который очень поддерживал меня в моей работе, внес большой вклад в развитие краткосрочных методов терапии. С 1988 г. методы краткосрочной терапии стали оплачиваться больничными кассами. Эффективная помощь пациентам предполагает на сегодняшний день, что коллеги разных специальностей будут владеть краткосрочными методами терапии. В течение многих лет я мог наблюдать, как сотни встреч врача с одним и тем же больным не приводили к успеху.
Содержание конфликтов воспроизводит их топографию. Этот конфликт имеет составляющие, проявляющиеся в особенностях личности, и составляющие, которые возникают в процессе межличностного взаимодействия. Те и другие взаимосвязаны друг с другом и являются двумя аспектами, конфликт между которыми может быть описан. Мы старались так же, как изучается анатомия и топография человеческого тела, объяснить психологически и социально значимые моменты человеческой жизни и переживания. Речь идет о том, как взаимодействуют эти психические инстанции между собой, какие закономерности присущи им в душевной и межличностной сферах, какова динамика их развития. Здесь мы выделяем четыре ключевых момента: а) Психодинамика в узком смысле, т.е. внутриличностная организация протекания конфликта. б) Социодинамика, т.е. взаимные процессы, в которые вовлекаются личности. в) Социогенез, т.е. развитие групповой традиции, которое находится под переменным влиянием импульсов членов груп пы. г) Психогенез, т.е. индивидуальные условия развития, которые ведут к определенному содержанию конфликта и структуре личности.
К З): С 1969 г. я провожу глубиннопсихологическую и аналитическую психотерапию. Были сопоставлены многие сотни мнений. За исключением нескольких опрошенных, ни в одном случае не было серьезной проблемы. По этому поводу один из проводивших опрос специалистов в числе прочего сказал: «У меня сложилось убеждение, что применяемая им [д-ром Пезешкианом] форма психотерапии выполняет такую функцию, которая соответствует критериям глубиннопсихологической психотерапии… создаются предпосылки для многообещающего применения вскрывающей проблемы формы психотерапии…» И я надеюсь, что эта книга расширит возможности и шансы познакомиться и начать работать вместе, а не против друг друга. Профессор, доктор Marga Rothe (Гейдельберг, 1989) написала о позитивной психотерапии: «Приводя к общему знаменателю, итогом Вашей краткосрочной терапии — допустить взгляд назад настолько, насколько это необходимо, и расширить взгляд вперед как можно больше…».
Позитивная терапия для врачей – предыдущая | следующая – Благодарность