/     /  
п.3. Некоторые особенности личности подростков, страдающих тяжелым соматическим заболеванием (продолжение).

п.3. Некоторые особенности личности подростков, страдающих тяжелым соматическим заболеванием (продолжение).

Мы наблюдали большую склонность к компенса­ции у больных подростков тех дефектов, которые обусловлены заболеванием. Вслед за Савенко (1974) мы рассматриваем механизмы «психологической ком­пенсации» как совокупность психологических приемов, позволяющую относительно успешно осуществ­лять самоактуализацию в условиях различных ос­ложняющих этот процесс обстоятельств и трудностей. Эти механизмы могут быть как внутренними, так и внешними, они могут касаться компенсации своего состояния или внешних жизненных обстоятельств; главное их значение — приспособительный эффект. Многие приемы компенсации возникают спонтан­но. Подростки часто приходят к такому подбору игр и развлечений, которые не столь явно свидетельст­вуют об утраченных возможностях (в первую очередь самому себе) и позволяют успешно в сравнении с другими выполнять эти виды деятельности. Приведем пример. Так, О. 3. постоянно отказывается, по­рою грубя матери, от «мыслительных игр», ранее легко выпол­нявшихся ею. В больнице, с увлечением играет с подростками в карты, морской бой. Более того, она становится предводителем среди мальчиков, не допуская «расхлябанности», заставляя их следить за собой. Я. Ю., постепенно осознавая тяжесть забо­левания, также находит определенные способы компенсации осознаваемых нарушений памяти, мышления, эмоциональной сферы. Она все меньше читает, потому что плохо помнит толь­ко что прочитанное, зато чаще слушает мамино чтение, которое успокаивает, напоминает детство, она слушает его, как музыку, Об этом она рассказывает и в ТАТ, идентифицируя себя с пер­сонажем: «С детства мама девочке читала книги. Ей всегда это очень нравилось. Голос мамы успокаивал. Однажды мама читала книгу, но девочки позвали ее гулять. Но она не пошла. Потом мама сказала: «Иди, делай уроки». Девочка с удоволь­ствием сделала уроки, и потом мама снова начала читать. Через много лет девочка выросла, но когда приезжала, просила маму почитать ей. И она все время читала ей одну и ту же книгу» (7, ТАТ). Эта же девочка подолгу вышивает, раскра­шивает картинки, разрисовывает вместе с другими ребятами воздушные шары, полностью уходя - в работу, чего прежде (по замечанию матери) никогда не было. Подростки с удоволь­ствием используют такие способы компенсации «социального вывиха», обусловленного дефектом, которые предлагают им взрослые. Они с удовольствием читают смешные рассказы Дра­гунского о школе, причем делают это вслух, рассматривают альбомы о Москве, увлекаются рисунками Бидструпа и т. д. Можно выделить у подростков и существование определенной тенденции к сверхкомпенсации, о кото­рой писал еще Выготский (1983). Так, двое ребят оценивают себя очень высоко по шкале «счастье»: «потому что я хочу быть счастливой» (И. С.), «пото­му что я уверена, что все сделаю, чтобы быть такой как все» (Т. Л.). Остановимся подробнее на психологической сущ­ности описанных феноменов. Анализ эксперимемтальных и литературных данных позволяет предположить возникновение у ряда больных особой деятельности, мотив которой — сохранение стабильности субъекта как индивида и личности. Под понятием «индивид» мы понимаем рассмотрение субъекта как «природ­ного существа»; это не только генотипическое образование, но также свойства интеграции качеств, скла­дывающиеся онтогенетически, «сплавы врожденных и приобретенных реакций, изменяющееся предметное содержание потребностей, формирующиеся доминан­ты поведения» (Леонтьев, 1983. — С. 195). Конечно, злокачественное заболевание угрожает прежде всего самой жизни человека. С этим фактом постоянно сталкивается подросток в стационаре. Однако в ходе исследования ни один подросток не говорил о своем желании «просто остаться жить». Это всегда было желание «выздороветь», «вырваться отсюда», «чтобы все было как всегда», «чтобы семья была, работа интересная». Здесь мы имеем дело с личностью под­ростка, с его представлением о смысле жизни, о подлинных ценностях. Ни один, даже самый грубый телесный недостаток, то есть свойства человека как индивида, не может «сам по себе породить... никаких собственно психологических особенностей человека, как личности» (Леонтьев, 1983. — С. 198). Характерный для всех исследованных подростков феномен ухода от болезни (в прошлое, в мир фан­тазии, в будущее) помогает «забыть», отстраниться от настоящего, сохранить веру в возможность пол­ноценного будущего. Вызванное болезнью изменение социальной роли существенно повлияло на склады­вание отношений с другими людьми, на критерии их оценки. В ряде случаев другими стали профессиональ­ные устремления подростков. Так, С. 3. свое буду­щее связывает не с летной школой, как ранее, а с занятием радиотехникой. Характерны и особенности взаимоотношений детей и взрослых. Все, что уводит от больничной реальности, помогает «развлечься», «отвлечься», с благодарностью принимается детьми (в частности, походы в кино, чтение книг о войне, смешных историй о школе, фантастики, детективов, проглядывание журналов мод, комиксов). Такие спо­собы «защитного реагирования», предлагаемые взрослыми, включаются в защитную деятельность как действия. Поведение родителей, способствующее осо­знанию настоящей тяжести заболевания, отвергается, вызывая реакции агрессии и протеста. Можно предположить также, что «семантико-перцептивная защита» (Тхостов, 1980), которая прояви­лась и в нашем исследовании, является одним из ви­дов операций в условиях угрожающей стимуляции, что она является способом осуществления действия, ведь не случайно, что все подростки выбирают для чтения ту литературу, в которой возможность появ­ления угрожающих стимулов очень мала. Подобная деятельность стоит и за такими извест­ными в соматической клинике феноменами, как «от­рицание болезни», «рационализация симптомов». В сознании появление нового смыслообразующего мотива отражается в воплощении нового смысла в значениях. Как указывал Леонтьев, личностный смысл существует не иначе, как в значениях, суще­ствующих объективно и закрепленных в языке, но никогда с ним не совпадает; идет процесс постоянного воспроизводства этого несовпадения смысла и значения. Для больного злокачественными новообра­зованиями подростка значения «болезнь», «смерть», «разлука» наполняются новым смыслом, причем в ходе развития заболевания и «защиты» можно пред­полагать дальнейшую динамику смыслов. Что же является побудителем к защитной актив­ности? Мы полагаем, что таковым в ситуации тяже­лейшего заболевания является конфликт деятельно­сти по усвоению значений (всегда актуальной для личности в период ее становления, поскольку ее ос­новной мотив — усвоение общественно-исторического опыта), в частности значения понятия «болезнь», с важнейшими видами деятельности подростка — об­щением, учебой. Смыслообразующие мотивы этих ви­дов деятельности занимают самое высокое место в иерархии мотивов личности подростка. С ними свя­заны возможности его самоактуализации, самосозна­ния, планы на будущее. Защитная активность личности подростка способ­ствует тому, что объективное значение «болезни» ча­сто не усваивается подростком, не происходит осозна­ния ее тяжести и последствий для дальнейшей жизни. уход от болезни - предыдущая страница|следующая страница - заключение Влияние хронической болезни на психику. Содержание.

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)