тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 6. Проективные методы (продолжение)

Результаты факторного анализа шкал представляют для психолога самостоятельный интерес, особенно если это инди­видуальный анализ. Но не следует забывать, что в психологи­ческом исследовании семантический дифференциал — это инст­румент, и главное назначение факторов-—служить параметрами точки в пространстве аффективных значений. Поэтому основной интерес представляет практика измерения значения. Нельзя не учитывать, что выбор понятий определяется конк­ретными целями исследования. Чаще всего понятие выража­ется существительным или группой существительного (напри­мер, «мое идеальное я»). Однако известны случаи, когда поня­тиями служили прилагательные и даже глаголы. Понятия могут быть и невербальными — карты ТАТ или Роршаха, картины, скульптуры; использовались также отрывки музыкальных произведений и отдельные звуки и т. д. При помощи СД можно получать: 1) факторные оценки, 2) расстояния между значе­ниями различных понятий, 3) понятийные структуры испытуе­мых. Все эти возможности довольно широко используются в клинике. Очевидно, что в случае внутренних конфликтов, при фрустрациях, при повышенной тревожности и т. д. значе­ния определенных понятий отклоняются от нормы (особенно ярко это выражено при фобиях). Изменение значения для больного некоторых понятий, прежде всего таких, как «я», «врач», «мой отец», «будущее» и др., может служить и крите­рием улучшения в его состоянии, например в ходе психотера­пии и т. п. О применении СД для измерения отношений личности следует сказать особо, так как это измерение часто бы­вает необходимым этапом клинико-психологического исследова­ния больных. Поскольку отношение, по определению, биполяр­но (т. е. может быть представлено на биполярном континууме с нейтральной точкой), имеет разную интенсивность и потен­циально опосредует собою какое-либо оценочное поведение, оно является элементом семантической структуры личности, а сле­довательно, может быть измерено при помощи СД. Однако в исследовании отношения усреднение материала может объед­нить и исказить получаемую информацию (впрочем, это каса­ется всех случаев применения СД в психологии, особенно кли­нической, в отличие от психолингвистики, где, как правило, ис­следователей интересуют именно усредненные данные). В то же время индивидуальный анализ дает иногда интересные и не­ожиданные результаты. Так, в исследовании Т. Л. Левиной и В. Ф. Федорова (1972) было показано, что отношение не всегда сводится к одному фактору. Авторами было выделено 1 по крайней мере 2 независимых аспекта оценки, которые ус­ловно можно назвать «нравственным» и «чувственным». (Это исследование, кроме того, показало, что в ряде случаев строить понятийные структуры можно, не вычисляя «Евклидова рас­стояния» в СП, а используя в качестве меры близости понятий коэффициенты корреляции). Умело подобранные шкалы СД позволяют получить ценную информацию, содержащуюся в са­мооценке больного, причем при наличии опыта делается это достаточно безболезненно для испытуемого (здесь, может быть, особенно важны «маскировочные» шкалы), а полученная ин­формация значительно надежнее той, которую можно было бы получить, прибегнув к прямым вопросам. Методика СД может применяться в сочетании с проективными тестами. По Осгуду, это дает следующие преимущества: 1) уменьшается роль экс­периментатора с той субъективной окраской, которую он при­вносит в ситуацию проведения теста, интерпретацию его ре­зультатов и т. д.; 2) конечные данные выражаются в кванти-фицированных оценках; 3) тест можно проводить одновременно с группой испытуемых; 4) тест можно применять к больным с речевыми нарушениями; 5) кваптификация оценок проектив­ных тестов упрощает проверку их валпдности.

Будучи использованным как инструмент кваптификацни проективных методик, СД является одновременно и инструмен­том проверки их валпдности. Таким образом, СД может найти в этой области весьма широкое применение, он может служить надежным подспорьем в работе клинического психолога, на­пример при исследовании отношений. Это оправдывается опы­том применения семантического дифференциала в модифика­ции D. Feldes (1976) в Институте им. В. М. Бехтерева в сот­рудничестве с психиатрической клиникой Университета им. К- Маркса в Лейпциге (ГДР). Методика была стандарти­зирована автором модификации в отношении 3 введенных Осгудом факторов: «активности» (названной D. Feldes возбуж­дением), «оценки» (названной валентностью) и «силы» (наз­ванной потентпостыо). Эти 3 фактора могут рассматриваться как общие психологические качества и независимые инвариант­ные и универсальные параметры психосоциальных процессов. «Возбужденность» характеризует такие черты, как спокойствие, уравновешенность или беспокойство, возбудимость; «потентность»— отношения доминирования — зависимости, лидерства— подчинения; фактор «валентность» отражает степень привлека­тельности, популярности и дает некоторое представление о пси­хологическом принятии или отклонении. Методика состоит из 18 полярных характеристик, каждые шесть охватывают один из трех факторов: «возбужденность», «валентность» и «потент-ность». Для адаптации в СССР методики СД по Feldes 18 шкал и 21 стандартизированное понятие были переведены на русский язык, испытаны в Москве и Ленинграде и подвергнуты фак­торному анализу (ортогональному вращению). На основании трансформационного анализа факторных матриц шкал популя­ции ГДР и СССР было установлено, что как в той, так и в другой популяции семантическое пространство детерминиро­вано сходным образом  тремя общими  факторами методики.

С помощью СД, модифицированного D. Feldes, были обсле­дованы врачи, обслуживающий персонал и пациенты психиат­рических отделений и отделений неврозов и психиатрии в СССР, ГДР и ЧССР. Результаты проведенных исследова­ний представили ценный материал, характеризующий структуру взаимоотношений в этих учреждениях, что позволило ре­шить важные задачи по переподготовке их персонала для ус­пешной работы по созданию терапевтической среды, способст­вующей реабилитации больных. Материалы этих исследований опубликованы в совместной монографии сотрудничающих сто­рон па русском (1980 г.) и немецком (1981 г.) языках.

методика семантического дифференциала (СД) – предыдущая | следующая – метод Роршаха

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание