Наши исследования организации ментального лексикона на материале вербальной морфологии русского языка проводятся на нескольких категориях испытуемых – на взрослых носителях русского языка без нарушений языковых действий (с квазиглаголами, сконструированными по модели реальных глаголов разных классов с учётом большого числа параметров. включающих частотности), на взрослых больных с афазиями, на взрослых носителях других языков, изучающих русский язык как иностранный, на детях без языковых аномалий и на детях со специфически языковыми расстройствами Основной целью было выяснение того, как происходят такие процедуры в языке, где глагольные классы не сводятся к дефолтному классу правильных глаголов, действия с которыми, как предполагается, происходят по символическим правилам, и классу неправильных глаголов, для которых частотность является решающей и такого рода правила не используются вообще: русский язык имеет глагольную парадигму и много классов. Мы вводим понятие сложности парадигмы и иерархии классов.
Наши данные не дают оснований к подтверждению ни одного из двух основных подходов – ни коннекционистского, ни модулярного. Модулярный подход не подтверждается, поскольку фактор частотности играл существенную роль для все групп наших испытуемых, более того, дети со специфически языковыми нарушениями обнаружили наиболее высокий процент использования дефолтных регулярных моделей, что находится в противоречии с модулярной гипотезой. Конкурирующая гипотеза также не получила достаточных доказательств, поскольку наши испытуемые опирались и на морфологические процедуры, которые в классических коннекционистских моделях отрицаются (Chernigovskaya, Gor, 2000, 2002; Gor, Chernigovskaya, 2001). Это даёт веские основания для разработки промежуточных моделей, а вопрос о специфических расстройствах языка остаётся ещё менее ясным. В частности, остаётся открытым вопрос о том, являются ли такие нарушения просто замедлением скорости выработки языковых алгоритмов или механизмы для их выработки просто отсутствуют.
особенности памяти – предыдущая | следующая – память у младших школьников
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание