/     /  
II. Предмет психологии

II. Предмет психологии

От философского понимания психологии, как науки о душе, современ­ная психология пришла к изучению закономерностей психической жиз­ни, зависящей в первую очередь от деятельности мозга. Исторический и диалектический материализм убежден в том, что психическая жизнь (душа, психика) является исключительно свойством высокоорганизован­ной материи мозга. По теории отражения Ленина это специфическое свойство мозга заключается в том, что материальный мир существует вне нас и независимо от нас (но мы, конечно, ялвяемся его составными частями). Наш мозг затем через посредство органов чувств отражает предметы действительности более или менее адекватно. Это субъектив­ное отражение объективной реальности в мозгу человека мы называем психикой, сознанием. Человеческая форма психики, сознания имеет свой индивидуальный и общественный компонент. Также, как развивался мозг, развивалась и психическая деятельность. Наивысшая ее форма – человеческое сознание – формировалось и развивалось в процессах об­щественной организованной деятельности (труд, воспитание). Следова­тельно, оно является не только индивидуальным, но и общественным, историческим продуктом.

Однако, мы не должны подменять индивидуальное сознание об­щественным. Мы не рассматриваем психическое явление как нечто от­торгнутое от объективной реальности. Несмотря на то, что субъект пе­реживает психические явления как свое собственное непосредственное впечатление, познание его происходит только в связи с объективным ми­ром. Поэтому также неправильно отождествлять психологию с физиоло­гией высшей нервной деятельности. Хотя психология является естественнобиологической наукой, но одновременно и наукой общественной и исторической. Поскольку определение психологии, как науки о законо­мерностях психической жизни, могло бы создать впечатление о ее толь­ко лишь интроспективном характере, мы определяем психологию, как науку, изучающую закономерности психической жизни организмов, их поведение, проявления и творения (индивиду­альные и общественные).

Мы говорим о психической жизни, так как психическая жизнь явля­ется более широкой категорией, чем ее наивысшая человеческая форма – сознание (существует и психология живых организмов, кроме человека; психологические исследования нужно начать везде, где есть жизнь).

Мы говорим о поведении, так как не можем довольствоваться толь­ко интроспективным наблюдением переживающих субъектов.

Мы говорим об изучении проявлений, поскольку мимика, жестику­ляция, например, свидетельствуют о психической жизни, и нужно лишь правильно их интерпретировать.

Мы говорим, наконец, о творениях и об их изучении: гнездо, плоти­на, построенная бобрами, архитектура, произведение искусства, консти­туция опреденной общественной формации и т. п., являются важными сведениями о психической жизни своих создателей.

По детским рисункам, будучи они достаточно осведомленными, мы можем установить не только степень умственного развития ребенка, но весьма часто и важные сведения о травматизации его, о его личности и переживаниях. Народная песня отражает душевное состояние не толь­ко того, кто ее создал, но и тех, кто ее исполняет.

Наследственность и внешняя среда – предыдущая | следующая – Система психологических наук

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Психолог
Малкина Кристина Игоревна
Психодиагност
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Психолог
Канушкина Алиса Романовна
Детский нейропсихолог, когнитивно-поведенческий терапевт
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология

Контакты

м. Баррикадная
м. Смоленская
Адрес: Москва, Новинский б-р, дом 18с1
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)
м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)