От философского понимания психологии, как науки о душе, современная психология пришла к изучению закономерностей психической жизни, зависящей в первую очередь от деятельности мозга. Исторический и диалектический материализм убежден в том, что психическая жизнь (душа, психика) является исключительно свойством высокоорганизованной материи мозга. По теории отражения Ленина это специфическое свойство мозга заключается в том, что материальный мир существует вне нас и независимо от нас (но мы, конечно, ялвяемся его составными частями). Наш мозг затем через посредство органов чувств отражает предметы действительности более или менее адекватно. Это субъективное отражение объективной реальности в мозгу человека мы называем психикой, сознанием. Человеческая форма психики, сознания имеет свой индивидуальный и общественный компонент. Также, как развивался мозг, развивалась и психическая деятельность. Наивысшая ее форма – человеческое сознание – формировалось и развивалось в процессах общественной организованной деятельности (труд, воспитание). Следовательно, оно является не только индивидуальным, но и общественным, историческим продуктом.
Однако, мы не должны подменять индивидуальное сознание общественным. Мы не рассматриваем психическое явление как нечто отторгнутое от объективной реальности. Несмотря на то, что субъект переживает психические явления как свое собственное непосредственное впечатление, познание его происходит только в связи с объективным миром. Поэтому также неправильно отождествлять психологию с физиологией высшей нервной деятельности. Хотя психология является естественнобиологической наукой, но одновременно и наукой общественной и исторической. Поскольку определение психологии, как науки о закономерностях психической жизни, могло бы создать впечатление о ее только лишь интроспективном характере, мы определяем психологию, как науку, изучающую закономерности психической жизни организмов, их поведение, проявления и творения (индивидуальные и общественные).
Мы говорим о психической жизни, так как психическая жизнь является более широкой категорией, чем ее наивысшая человеческая форма – сознание (существует и психология живых организмов, кроме человека; психологические исследования нужно начать везде, где есть жизнь).
Мы говорим о поведении, так как не можем довольствоваться только интроспективным наблюдением переживающих субъектов.
Мы говорим об изучении проявлений, поскольку мимика, жестикуляция, например, свидетельствуют о психической жизни, и нужно лишь правильно их интерпретировать.
Мы говорим, наконец, о творениях и об их изучении: гнездо, плотина, построенная бобрами, архитектура, произведение искусства, конституция опреденной общественной формации и т. п., являются важными сведениями о психической жизни своих создателей.
По детским рисункам, будучи они достаточно осведомленными, мы можем установить не только степень умственного развития ребенка, но весьма часто и важные сведения о травматизации его, о его личности и переживаниях. Народная песня отражает душевное состояние не только того, кто ее создал, но и тех, кто ее исполняет.