/     /  
Индивидуальная психология

Индивидуальная психология

б) Индивидуальная психология Адлера, вышла из учения Фрейда и изучения неврозов, но она избежала Фрейдовских генерализа­ций и стала направлением, во всей своей концепции независящим от психоанализа.

Индивидуальная психология по своей сути является психологией социальной в том смысле, что она очень много внимания уделяла об­щественной детерминации психического развития. Адлер разработал главным образом понятие так называемой неполноценности органов и распространил это понятие на любую функцию (задаток), как сомати­ческую, так и психическую, недостаточно или дефектно развитую; конституциональная слабость или толщина пищеварительной системы, сер­дечные дефекты, горб, как и заикание, «леворукость» и т. п. усиливают чувство детской беспомощности и неполноценности.

Психические процессы, служащие, с одной стороны, самосохране­нию (потребность в самоутверждении), с другой стороны, контактам че­ловека с человеком (потребность в общности, общественности) находят­ся в гармонии там, где имеется равновесие между потребностью само­утверждения и потребностями общества.

На неполноценность органов человек может реагировать неадекватно повышенным чувством недостаточности, проявляющимся избегани­ем людей, потерей уверенности в себе, отчуждением, потерей смелости. Противоположной реакцией является перекомпенсирование: человек не только компенсирует, выравнивает неполноценность, но даже превосхо­дит это выравнивание гипертрофической чрезмерной функцией пора­женной области (Демосфен не только устранил дефект речи, но и прио­брел славу наилучшего оратора) или заменяет ее другим видом интен­сивной деятельности, в которой он старается выделиться (человек с фи­зическим недостатком в области культуры), или даже в приобретении власти над людьми (в политической области).

Адлер приводит ряд очень ценных сведений о значении социальной среды, особенно семейной; он написал целый ряд разборов о влиянии семейной констелляции, воспитательного воздействия и т. д. Невроз он также рассматривает как компенсацию, которая должна облегчить человеку решение (ребенок, который боится идти в школу, рвет по утрам и т. п.). У невротика речь идет о скрытом осуществлении цели, которой он не может добиться нормальными средствами. Поэтому лечение неврозов заключается прежде всего в попытке дать невротику правильную жизненную цель, определить правильную линию жизни. Человек должен проявить себя на работе, в супружестве и социальных контактах. Поэтому необходимы: правильная жизненная линия, хорошее воспитание или при необходимости хорошая психотерапия, прежде всего направленная к жизненной смелости. И хотя Адлера упрекают в «дешевой оптимистической философии бодрого мещанства» (Р. Мюллер-Фрайенфелс), его работы бесспорно имели значение не только как смелые выступления но против своего Мастера, но и вследствие продуманных мероприятий и теории в исправительной педагогике и психотерапии, особенно вследствие усилий изменить боязливых созерцателей жизни в ее отважных непосредственных участников.

в) Аналитическая психология психиатра К. Г. Юнга (Цюрих) изменила либидо Фрейда в общем значении бергсоновского жизнен­ного взмаха (elan vital) или шопенгауэровской воли. Это жизненная энергия, проявляющаяся не только как сексуальность, но и как творчество и т. д.

Юнг видит в индивидуальном бессознании и бессознание коллективное, в котором заключены архетипы, содержание коллективного бессознания, прообразы, определяющие развитие научной, нравственной, художественной и религиозной жизни. Их создавал опыт человечества в течение тысячелетий. Такими архетипическими символами являются, например anima – символ женского естества в подсознании мужчины, в противоположность архетипическому символу animus – естество мужчин в коллективном бессознании женщины.

Более, чем эта философская, напоминающая учение Платона, концепция, известна типология Юнга, его разделение людей на интровертные (обращенные внутрь) и экстравертные типы (обращенные наружу). Интровертный тип кажется замкнутым человеком, живущим интенсивной внутренней жизнью, внешне несмелым, неуверенным в обществе. Экстравертный тип, наоборот, является общественным, открытым, рискованным.

Современные неопсихоаналитические направления представлены некоторыми авторами. Само название было предложено Г. Шульцем-Генке, который эклектически соединяет Фрейда, Адлера, Кюнкеля и Юнга. В противоположность Фрейдовской генерализации сексуальности он называет ряд потребностей, не носящих характера сексуального либидо: потребность нежности, любви и сексуальности, а далее потребность постоянства, покоя, порядка, спокойствия и безопасности.

В Америке к неофрейдистам относятся в первую очередь Карен Гор­ней, Эрих Фромм и не совсем по праву Г. С. Салливен. Краеугольным камнем учения Горней является понятие безопасности, а следовательно, и первобытный страх перед хаосом; стремление к единству личности является основной потребностью. Учение Горней и Адлера имеет много общего.

Эрих Фромм известен у нас по многочисленным переводам. Он так­же исходит из желания преодолеть пороки общества и из ощущения грозного и могучего мира. Поэтому современный человек боится свобо­ды и личной ответственности и тоскует о добрых взаимоотношениях ме­жду людьми, о творческой свободе, о прочном месте в мире, о личной идентичности и о постоянстве явлений. Нет необходимости доказывать, что расстояние между Фроммом и Фрейдом более, чем значительное.

О Салливене мы упоминаем в другом месте (см. главу о психотера­пии). Психоаналитические теории были проверены также транскультурально (например, путем изучения последующих индивидуальных черт при различной величине периода кормления грудью детей у разных ди­ких племен; Батесон, Малиновский, Мид, Кардинер, Эриксон и т. д.). Оказалось, что психоаналитические теории не подтвердились (см. рабо­ты Орланского, Чайлда, Вайтинга и др.).

О психоанализе мы широко говорили потому, что из всех психоло­гических направлений именно психоанализ более всего укоренился в подсознании культурного человека в связи с его первоначальной сенса­ционностью. Но речь идет о критическом подходе, который возможен только при более подробном изучении самого психоанализа.

Фрейд – предыдущая | следующая – Целостная психология

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)