canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Целостная психология и гештальтпсихология. Значение целостной психологии.

II. Некоторые направления в современной мировой психологии

2. Гештальтпсихология и целостная психология

Это направление имело большое значение при преодолении атомизма и механизма ассоцианистической психологии. Оно началось с импульса Эренфельса о качестве формы, причем оказалось, что мелодия остается мелодией, несмотря на транспонировку ее в любую гамму, так же как и копии с одной и той же картины, нарисованные различными красками, разной величины или положения. Из факта транспонированности Эренфельс сделал заключение, что формы (образования) не являются только простым механическим слагаемым элементов, а являются новым каче­ством, имеющим свою структуру. Например, мелодия не является лишь простой суммой тонов, а является новым качеством. Смысл целостной психологии, «гештальтической», структуральной (название определяет­ся всегда тем, что подчеркивается как наиболее важное) заключается в том, что Gestalt представляет собой целостное образование, имеющее собственное свойство, непереводимое на свойства отдельных частей. Це­лое при этом определяется частями, а части – целым: образования – это разделенные части целого. И хотя целое и части взаимообусловливают друг друга, всегда целое и свойства целого превалируют над частями. Мы говорим о феноменальной и функциональной доминантно­сти целого над частями. Что касается развития, то здесь имеет значение положение о генетической доминантности целого; это значит, что и в начальных стадиях развития (в низших) целое преобладает над ча­стями.

Целостная психология не только постепенно развивала свои основ­ные принципы, но и последовательно проецировала их на все понятия общей психологии, психологии развития и других областей, так что ее выступление знаменовало собой одновременно и переоценку более ста­рых психологических представлений и теорий. Кроме Эренфельса, пред­ставителями этой теории являются Коффка, Вертгаймер, Крюгер, Фолкелт, Эренштайн, Веллек и др.

В чешской психологии основоположником этого направления был Ферд. Кратина («Исследования по гештальтпсихологии», 1932), доцент психологии Психологического института в Брно. Основатель Психоло­гического института в г. Брно М. Ростогар, как и ряд его учеников, вы­шли из гештальтпсихологии (структуральной, целостной психологии).

3. Духовно-научная психология и персонализм

Среди представителей духовно-научной психологии мы отметим В. Дильтея и Э. Шпрангера; представителем персонализма является В. Штерн. Заслуга В. Дильтея заключается в его борьбе против естест­венно-научного механистического понимания психической жизни. Он де­лал акцент на проблему смысла и понимания смысла. Он отличал психологию понимающую (verstehende) от психологии объяснительной, которую отрицал. Значительным требованием была сравнительная пси­хология, цель которой он видел в типологии личности.

Его ученик Э. Шпрангер взял на себя задачу в своем произведении “Lebensformen” установить типичные формы личности в общественных взаимоотношениях. Он различает типы: теоретический, экономический, эстетический, социальный, властный, религиозный. Несмотря на то, что в данном случае речь идет о проблематичной классификации, правиль­ное ядро мысли Э. Шпрангера заключается в том, что для индивида ти­пологически очень важными являются его потребности, интересы и цен­ности. Выдающийся психиатр и философ Ясперс позднее показал в своей психологии мировоззрений, как на них влияет определенный тип лично­сти.

Следовательно, весьма существенное значение духовно-научной психологии заключается в том, что, несмотря на некоторые неправиль­ные предпосылки, она в свое время явилась революционной, так же как и целостная психология, помогая добиться целостного взгляда на лич­ность человека и одновременно обращая внимание на его общественные связи. Таким образом, она в сущности открыла современное понимание ценностей.

Откуда взялось название духовно-научная психология? Шпрангер полагал, что структура объективного духа и индивидуальной души являются сходными, если говорить о структуре.

В. Штерн является основоположником так называемого персонализ­ма, что представляет собой философское понятие, а не психологическое. Речь идет о противопоставлении: лицо (persona) – вещь, которое В. Штерн последовательно развивал. Лицо в сущности определяется как личность, как «такое явление, которое, несмотря на множественность частей, составляет реально индивидуальное и своеобразное единство и уже как таковое, несмотря на множественность отдельных функций, осуществляет единую, целенаправленную самостоятельность».

В. Штерн поэтому сопротивляется разделению «персоналистики» (т. е. науки о человеческой персоне, в настоящее время мы бы сказали – о личности) на физиологию, психологию и культурные науки.

До сих пор не дооценивается значение работ Штерна. Между тем в них предпринята попытка понимать психологию и физиологию вместе с культурными науками, как единое целое. В этом смысле он, разумеет­ся, является предшественником современных усилий наук о человеке, культурной антропологии и т. д.

4. Психология поведения – бихевиоризм

Теории развития обратили внимание психологии, с одной стороны, на проблемы взаимосвязи организма и среды, и, с другой стороны, на пло­дотворность эволюционной точки зрения и необходимость объективно­го наблюдения поведения. Они привели к основанию психологии живот­ных (Леб, Лойд Морган, Гобхауз, Торндайк), психологии ребенка (Прейер, Бюлер, Штерн, Клапаред, Бине, Пиаже) и, наконец, – как выражение недоверия к субъективистической психологии и интроспективному мето­ду – к созданию психологии поведения – бихевиоризму (основатель би­хевиоризма Джон Ватсон).

 

индивидуальная психология – предыдущая | следующая – бихевиоризм
Яндекс.Метрика