/     /  
Индивидуализация

Индивидуализация

2. Осознание такой простой действительности требует строгой ин­дивидуализации при установлении контакта и психотерапевтического взаимоотношения, строгой индивидуализации и дифференциации психодиагностических применяемых методов и строгой дифференциации и индивидуализации психотерапевтических мероприятии.

Индивидуализация – это прежде всего требование адекватности и взаимной координации психотерапии во всех ее составных частях. Боухал и Кратохвил, у которых это стало принципом, говорят о синтети­ческом и дифференцированном подходе. Если мы предпочитаем термин «адекватный», то только потому, что хотим выразить факт необходимости: т е. чтобы выбор диагностических методов был соответству­ющим был в состоянии постигнуть болезненный симптом, чтобы был ясным этиопатогенез, и чтобы как диагностика, так и сама психотерапия были адекватными конкретной личности и симптомам, имеющимся у больного.

3. Речь идет о том, чтобы психотерапевтические отношения учитывали индивидуальность пациента и одновременно давали ему возможность свободного выбора и развития. (Мы не заставляем, например стереотипно каждого пациента при коллективной психотерапии объяснять свои жалобы и их причины, неуместна и коллективная «исповедь» кого-либо из партнеров при матримониальных трудностях и так далее).

Авторы Э. Полстер и М. Полстер (1973) правильно обратили внимание на две основные полярные потребности «контактной границы человека». Одной из них является необходимость контакта, второй – необходимость психотерапии, которая может иметь различный характер (суггестивный, информативный, дискуссионный, активизирующий динамический) является начальная фрустрация группы терапевтов (Гокк 1976), который умышленно поддерживает состояние неуверенности, отсутствия структуры, состояние аморфной беспомощности группы.

Полной противоположностью этому является концепция эффективных факторов, применяемая И. Д. Ялома (1975):

1. дает надежду, 2. чувство коллективизма, преодолевающее одиночество, 3 предоставление информации, 4. забота о других, 5. коррективная рекапитуляция пережитого (из семьи), 6. разработка методов социализации, 7. имитационное поведение, 8. интерперсональное обучение, 9. групповое смыкание, 10. катарзис, 11. экзистенциональные факторы.

Терапевт формирует организацию, атмосферу и нормы группы.

4. Мы соблюдаем принцип экономии времени и труда: используем такие методы психотерапии или комбинации этих методов, чтобы устранить болезненные признаки в кратчайший срок. Практика показала, что сначала нужно обратить внимание на доминирующий симптом. Устранение его быстро генерализует чувство выздоровления, оно психотерапевтически очень выгодно.

5. Мы избегаем любой односторонней теории и психотерапевтического метода, будь они ригидны в своей теории, в своем подходе или методе (сравни психоанализ). Мы уверены, что каждое психотерапевтическое направление в отдельных конкретных случаях бывает обоснованным. Если вспомним, например, реактивное невротическое состояние после удара электрическим током, то нельзя сомневаться в том, что самое совершенное интерперсональное переучивание (в этом случае нечего переучивать) психотерапевтически бы не подействовало точно также, как не было бы действенным ликвидировать расстройства, возникшие в результате нарушения интерперсональных матримониальных отношений – абреактивным методом лечения под наркозом. В первом случае один метод, во втором – другой оказался бы неадекватным этиопатогенезу, виду расстройства и личности больного.

Если мы говорим об индивидуализации, то мы не имеем в виду ограничиться только индивидуальной психотерапией. Наоборот. Мы де­лаем акцент на всевозможные формы психотерапии, следовательно, и на групповые, но хотим, чтобы учитывали индивидуальность личности больных и не травмировали ее.

Мы наблюдали глубоко религиозную пациентку с тяжелыми навяз­чивыми идеями, которой очень навредил психиатр, интерпретировав­ший ее жалобы и применивший к ней совершенно бездушно старые ри­гидные психоаналитические методы.

4. Методы психотерапии

Мы их можем разделить с разных точек зрения:

А. По количеству пациентов, участвующих в психотерапии.

1. Индивидуальная психотерапия: в психотерапевтическом взаимо­отношении участвуют только пациент и психотерапевт.

2. Коллективная психотерапия:

а) психотерапия небольшой группы (групповая).

В психотерапевтическом контакте находится небольшая группа (8, самое большее 10 пациентов). Группа может быть подобрана с разных точек зрения. Целесообразной является группа, выбранная по нозологическим единицам (гомогенная группа), например, группа психастеников. Больные, состояние которых улучшилось, благотворно влияют на вновь пришедших. В гомогенных группах лучше проходит также более интен­сивная кларификация (объяснение) сущности заболевания, инструктаж, касающийся сотрудничества при лечении и т. д.

б) психотерапия большой группы.

Например, проводим психотерапию целого отделения невротиков, мужчин и женщин: экспликация сущности неврозов, ответы на вопросы, дискуссия на тему потребностей и ценностей и т. д.

Реструктурация – предыдущая | следующая – Сообщество

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)