/     /  
Импунитивная аффективная реакция

Импунитивная аффективная реакция

Чаще, чем предыдущая реакция, становится предметом наблю­дения психиатра. Проявляется нанесением себе повреждений или суицидными попытками, точнее покушениями на самоубийство [Семичов С. Б., 1970]. Нередко себе наносят порезы, иногда довольно глубокие. Боли в этот момент почти не чувствуют, так как болевая чувствительность на высоте аффекта снижена. Следы, от нанесенных порезов впоследствии иногда неправильно трактуются как признаки демонстративного суицидального пове­дения, как проявление «истерической реакции». На самом же деле при аутоагрессивной реакции никаких демонстративных замыслов не бывает; все действия — опять же лишь путь к раз­рядке аффекта. К подобной разрядке склонны чаще всего эпилептоидные подростки, но она встречается при лабильной, и при циклоидной, и при конформной, и при неустойчивой акценту­ациях [Строгонов Ю. А., Алмазов Б. Н„ 1981].

Суицидальные попытки при острых аутоагрессивных реак­циях у подростков составляют особый вид суицидального пове­дения [Личко А. Е., 1977; Федотов Д. Д. и др., 1978]. Подоб­ное аффективное суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения и довольно скорым (иногда тотчас же, но всегда в тот же день) его исполнением. Облегчающим суицидные действия фактором может служить подражание подобным поступ­кам других, особенно сверстников или членов семьи. Если роди­тели во время ссор постоянно грозят друг другу самоубийством, то подросток может на себе реализовать их угрозы (Фиккер Ф., 1978].

Способы при аффективных суицидных попытках подростками избираются самые разные — вскрытие вен, отравление газом, ядовитыми веществами бытовой химии, лекарствами, самопове­шение. Выбор малодейственных средств (порезы вен или прием в большом количестве нетоксических средств из домашней аптечки) не обязательно свидетельствует о несерьезности по­пытки. Подобный выбор может быть связан просто с некомпе­тентностью подростка. На высоте аффекта подросток может также плохо оценивать действенность того или иного способа. Глав­ным мотивом обычно служит желание «что-то с собой сделать». Желание умереть бывает мимолетным или малоопределенным. Но все же, в отличие от чисто демонстративного поведения, возможность смерти всегда допускается. Рассчитанных действий чтобы обезопасить попытку, не предпринимается.

Импунитивная аффективная реакция

Здесь аффект разряжается не агрессией в отношении других или самого себя, а путем бегства из психотравмирующей ситуации (по-англииски impunity – безнаказанность). Проявляется как правило, побегом — из дома, из интерната. Такие побеги у под­ростков обычно называют ситуативно обусловленными или психо­генными. Страх сурового наказания за проступок, жестокое обращение близких, грозящая расправа со стороны сверстников, положение отщепенца среди них, ярко выступившее в какой-либо ситуации эмоциональное отвержение в семье — все это в ка­кой-то момент может вызвать острую аффективную реакцию, которая выливается в побег как способ немедленно уйти из тяж­кой обстановки.

Подобные побеги не готовятся заранее, совершаются обычно в одиночку; попутчики могут отыскаться, когда побег уже совер­шен. Во время побега все поведение строится так, чтобы забыться отвлечься от тягостных дум: ходят в кино, в места развлечений, из города обычно не уезжают, а если это и случается то устрем­ляются в места, где когда-то жили привольно и беззаботно, на­пример туда, где проводили летние каникулы, или туда, где только слышали, что «там — хорошо».

Импунитивные реакции чаще встречаются при лабильной сенситивнои и неустойчивой акцентуациях. У шизоидных под­ростков они могут возникать, когда их впервые помещают в интернаты или пионерские лагеря. Эти реакции чаще встречаются у подростков мужского пола в младшем и среднем подростковом возрасте.

Дмитрий Ч., 13 лет. Родители неизвестны, был усыновлён врачом родильного дома — одинокой женщиной, когда его родная мать от него отказалась. Развивался своевременно. С первых лет не умел сходиться с детьми, любил играть один, особенно что-нибудь строить. Рано научился читать. Хорошо учился в английской школе, но ни с кем не дружил. Разводил цветы, собирал марки, увлекался географией, разглядывал карты, чертил планы, неплохо рисовал. Подвижных игр избегал, но охотно ездил на велосипеде за городом. В 11 лет при падении с велосипеда получил сильный ушиб головы, сознание не терял, но после этого долго были головные боли, стал раздражительным.

Прошлым летом мать отправила его в детский санаторий недалеко от города — вскоре оттуда сбежал, вернулся домой, причин не объяснил. Перед направлением в детскую психиатрическую больницу совершил побег — один уехал из Ленинграда в Выборг, взяв без спроса деньги у матери. В Выборге был обнаружен ночью спящим под лодкой на берегу моря. Возвращённый милицией домой, с матерью неразговаривал, в школу не шёл, читал, разглядывал карты.

В больнице держался в стороне от ребят, с ними не играл, режима не нарушал, всё время просил персонала отпустить его домой.

В беседе постепенно вступил в контакт, расплакался. Рассказал, что сбежал из дома после конфликта в школе. Его одноклассник украл у него редкую марку, тогда он сам отнял у того весь его альбом с марками, пока тот не отдаст. Тот же обвинил его в воровстве, мать этому поверила, сообщила в школу. Его вызвали к директору — он отмалчивался. Ему сказали, что его вызовут на педсовет и потом заставят просить прощения перед всем классом. Решил убежать из дома. Поехал в Выборг, потому что недавно прочел книгу об истории этого города. Будучи в Выборге, весь день осматривал достопримечательности. Вечером, когда пошел дождь, спрятался под лодку и уснул, был разбужен милиционером. Категори­чески отказался идти в прежнюю школу, но согласился перейти в другую, «только в обычную, а не в английскую» — иностранный язык давался ему с трудом, больше всего любил математику.

Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре отмечено, что правое глазное яблоко отстает при конвергенции.

Диагноз. Острая импунитивная аффективная реакция на фоне шизоидной акцентуации.

Катамнез через 5 лет. За истекшие годы окончил восьмилетнюю школу, курсы киномехаников и два года успешно работает по специальности и учится в вечернем техникуме. Собирается в будущем стать киноинженером. С 16 лет живет один — мать вышла замуж и уехала в другой город, оставив ему однокомнатную квартиру и порвала с ним всякую связь. Перед отъездом сообщила ему, что он был ее приемным сыном.

Одиночество переносит легко, сам организовал свой быт; неплохо зарабаты­вает, увлекается фотографией, близких друзей не имеет. С девушками не встреча­ется. Признался, что с матерью в детстве конфликтовал, она воспитывала его «своим научным методом»: перед его побегом в виде наказания посадила голым в ванну с холодной водой.

Патохарактерологическое обследование с помощью ПДО проведено во время сбора катамнеза. По шкале объективной оценки диагностирован шизоидный тип, отмечено резко отрицательное отношение к алкоголизации. Самооценка — хоро­шая: по шкале субъективной оценки достоверно выступили шизоидные и сенси­тивные черты, отрицаются черты неустойчивого типа.

Острые аффективные реакции – предыдущая | следующая – Демонстративная реакция

Подростковая психиатрия. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)