/     /  
Иллюзии

Иллюзии

О влиянии всего опыта и личности свидетельствует и так называ­емая иллюзия. Иллюзия – это неадекватное восприятие действительно­сти в смысле частичной деформации действительности другими не только сенсорными компонентами (следовательно, «психогенная дефор­мация») Этим она отличается от «сенсорных иллюзий»). При входе в темную комнату ребенок пугается фигуры у окна, но вслед за этим рас­смеется, так как увидит, что его испугали пальто и шляпа, висящие на вешалке. Но если в каждом дереве, стоящем у дороги, видим приближа­ющегося человека, которого мы ждем, то речь идет об иллюзии.


Иллюзии – это не патологические явления, если они представляют собой процессы у здоровой личности и являются лишь моментальным выражением эмоционального напряжения (ожидания, страх и т. п.). В таких случаях их называют псевдоиллюзиями. Патологическими ста­новятся так называемые истинные иллюзии только в контексте с патоло­гической личностью, которая их не корригирует и считает реальными.

Аналогичным образом не являются патологическими так называ­емые парэйдолии, возникающие вследствие индивидуального объясне­ния, интерпретации недифференцированных однородных раздражите­лей. В пятнах тераццо, в плывущих облаках, в чернильных пятнах мы видим полные значения узоры (опять доказательство интегрального действия целой личности), фигуры, лица, и т. п. Тест Роршаха в сущно­сти основан на парэйдолиях – толкование пятен, исходя из личных впе­чатлений! (рис. 19).

Восприятие движения и контрастный эффект

Использование сенсорных раздражителей в диагностике

Прямые, простые раздражители, действующие на органы чувств, имеют значение в диагностике заболеваний. По некоторым из них можно с большой долей вероятности поставить диагноз: например, запах аце­тона изо рта больного при диабетической коме, почмокивание губами у больных при гак называемых фронтальных синдромах, западение яремной ямки при пневмонии у детей. Но, с другой стороны, не следует успокаиваться установленными, бросающимися в глаза признаками, а всегда необходимо тщательно обследовать больного для выявления других симптомов. При соматическом обследовании больного необхо­димо всегда полностью раздеть (если, например, речь не идет о локали­зованной травме), чтобы не просмотреть какого-нибудь признака на прикрытой одеждой части тела.

Довольно часто остаются незамеченными врачом начинающиеся диабетические гангрены на пальцах ног при диабете, начинающиеся атрофии мышечных групп у пожилых лиц и т. п.

Хорошо наблюдать хорошо видеть, слышать, в общем, восприни­мать – это предпосылка хорошей диагностики. Поверхностное воспри­ятие означает и поверхностное воображение, поверхностную наблюда­тельность, поверхностное мышление, а результатом этого является по­верхностный диагноз! Уметь видеть, уметь внимательно наблюдать и сравнивать – это начало пути к хорошему диагнозу.

Примером критического восприятия, психологически подготовлен­ного (знает, что в процесс восприятия включаются и другие психические процессы), а одновременно и примером научного и человечески ответст­венного подхода может служить следующее заключение выдающегося специалиста-пневмолога (описание рентгенологического снимка лег­ких): «Я просматривал снимки, сделанные в июле 1958 года и в декабре 1959 года. На первом снимке я не вижу кистоидного образования, кото­рое позднее, в 1960 году, уже становится заметным. На втором снимке я вижу на уровне переднего III и IV левых ребер тень в виде полосы: не исключено, что это контуры образования, которое будет позднее обна­ружено.

Необходимо упомянуть, что наше заключение сделано под влияни­ем того факта, что позднее на этом месте был обнаружен абнормальный процесс. Если бы я не знал об этом, то при обычном осмотре расценил бы упомянутый снимок как нормальный.»

Время реакции – предыдущая | следующая – Воображение

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)