canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Воображение. Типы воображения

II. Гностические процессы (продолжение)

2. Воображение

Представления

Физиологической предпосылкой воображения и памяти являются отпе­чатки (энграммы) впечатлений в коре головного мозга.

Психологически представлениями называем образы предметов или событий, которых в данный момент мы не воспринимаем (с помощью органов чувств). Мы говорим об «образах» предметов или явлений, со­бытий потому, чтобы могли их отличить от мышления о предметах или явлениях. Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому ино­гда представления определяют как «восприятия без внешнего раздражи­теля».

В связи с тем, что они не являются прямым отражением, в смысле интенсивности они будут менее сильными, менее ясными, чем воспри­ятия, будут отрывочными, непостоянными, изменчивыми. Они не явля­ются лишь репродукцией восприятий, поскольку их одновременно не­возможно отторгнуть от всего нашего опыта. До определенной степени они даже могут быть и обобщением, сделанным на основе абстракции имеющегося опыта (я могу представить себе не только совершенно определенного коня, которого, например, видел в детстве, но и коня, являющегося воображением, но одновременно и итогом опыта, генера­лизацией, обобщением ряда представлений. При этом говорим об об­щем представлении. От него путь ведет к понятиям).

Поэтому обычное отличие представления от восприятия на основе меньшей ясности, интенсивности, постоянства, большей бедности содер­жания и недостатка пространственной локализации (типичной для вос­приятий) является только весьма приблизительным и в значительной степени механическим общим отличием. И из опытов Пшоника, напри­мер, известно, что реакция на представление сенсорного восприятия мо­жет быть более интенсивной чем само восприятие, так как в некоторых случаях (эмоциональное предубеждение) представление может быть еще более отчетливым, чем само восприятие.

Представления необходимо отличать от персеверирующих образов или от персеверирующих представлений, представляющих собой про­явление инертности первых процессов. Например, если мы целый день  собираем малину или долго ищем грибы, или работаем целый день с цифрами, то вечером перед сном у нас перед глазами появляется мно­жество малины, грибов, цифр. В состоянии покоя они появляются легче потому, что они не подавляются в это время более сильными раздражи­телями.

Аналогично этому следует отличать представления от так называ­емых наглядных образцов, которые в современной психологии называ­ют единым термином «эйдетические представления». Они были деталь­но изучены марбургским психологом Эрихом Йеншем, хотя на их суще­ствование уже в 1907 году обратил внимание Урбанчич. Иногда также говорят о «памяти органов чувств», потому что эти представления по своему характеру приближаются к «точности» и ясности восприятия с помощью органов чувств. Эйдетик «видит», например, свое предста­вление настолько ясно, что он способен переместить коляску на образе (в своем воображении) на несколько плиток дальше и точно сказать, где она теперь будет стоять и т. п. Автор «Холопов» Ст. Реймонт забавлял своих друзей тем, что ему было достаточно кратковременного раздраже­ния – беглого взгляда на варшавскую площадь, чтобы, отвернувшись, он точно описал все детали, что совершенно невозможно было объяс­нить лишь обычным представлением. Эйдетические задатки чаще всего встречаются в возрасте 10-15 лет (у нас изучением их занимался психо­лог Ферд. Кратина).

Мы можем себе представить данные всех органов чувств, но инди­видуальные различия воображения обусловлены именно преобладанием представлений, происходящих от какого-нибудь одного органа чувств.

Наиболее легко мы можем определить три типа воображения:

1.Визуальный (зрительный) тип: чаще всего вызываются зрительные представления. При учебе индивид представляет себе страницы в кни­ге, проектирует свои представления в пространство и т. п.

2. Аудитивный (слуховой) тип: наиболее легко и наиболее отчетливо вы­зываются слуховые представления. Индивид представляет себе тембр голоса человека, о котором он думает, ритм и течение его речи. Из­вестно, что Моцарт отличался исключительной способностью к слу­ховым представлениям – он сумел после одного прослушивания кон­церта записать по памяти его партитуру.

Индивид слухового типа учится вслух; написанные слова, имеющие решающее значение для представлений оптического типа, он должен иногда повторять xo’i я бы потихоньку, если лишен возможности про­износить их громко вслух.

3. Моторный (подвижной) тип, проектирующий свои представления в область движений. Ритм песни он выстукивает пальцами или ногой; представляет себе оркестр, «дирижируя» им. Наиболее яркими пре­дставителями этого типа являются танцоры, художественные гимна­сты; каждое представление, даже самое сложное, они способны пере­воплотить, выразить движением.

иллюзии – предыдущая | следующая – синестезии
Яндекс.Метрика