тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

IX. Ориентировка в пространстве.

48. Схема пространственных отношений. Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты с указанием расположения: двери, окон, кроватей. В другом варианте опыта, известного под названием «части света», испытуемому предлагается поставить на бумаге точку и, обозначив ее «севером», схематически показать соотношение частей света: юг, запад, восток.

49. Проба «Географическая карта». Испытуемому предла­гается поставить в центре бумаги точку и, обозначив ее Моск­вой, показать примерное расположение: Ленинграда, Влади­востока, Одессы, Ташкента, Мурманска, Берлина или других городов. Учитывается также способность испытуемого ориен­тироваться в реальном пространстве: в помещениях клиники, своей квартиры, улицах родного города, самостоятельно нахо­дить свой дом. Для представления о нарушении топографиче­ской ориентировки следует поинтересоваться, как больные опи­сывают зрительно знакомые места: дом, где живут, улицу, на ” которой расположен дом, и т. п.

X. Стереогноз.

50. Узнавание реальных предметов с помощью осязания (глаза испытуемого закрыты). Предлагается узнать: ручку, пуговицу, монету, ключ, часы и другие предметы, встречающиеся как относительно часто, так и более редко. При этом следует помнить об ошибках называния или других дефектах речи.

XI.   Высшие зрительные функции. Исследуются при относительно сохранной функции элементарного зрения, а также при учете данных исследования функции речи.

51. Предметный зрительный гнозис. Узнавание реальных предметов (ручка, монета, часы, расческа, ключ, скрепка или другие предметы). Узнавание изображений предметов прове­ряется, как правило, при исследовании называния (см. рис. 3). Узнавание наложенных друг на друга изображений предметов (фигуры Поппельрейтсра —рис. 6). Узнавание изображений предметов с «недостающими» признаками (чайник, булавка, ножницы, лампочка, якорь, весы) или изображений других предметов (рис. 6). Узнавание изображений предметов на «за-шумленпых» рисунках (рис. 7). Предъявляется для узнавания 6 изображений предметов па матрице с разным уровнем шу­ма—0,35 или 0,25 (уровень шума определяется относительным числом черных элементов, синтезированных ЭВМ). Вначале опыт проводится с уровнем шума 0,35. Если испытуемый не узнает ни один из предметов при этом уровне шума, перехо­дят к менее зашумлепным карточкам (уровень шума 0,25). Если больной зрительно не опознает объекты, ему можно пред­ложить обвести их контуры карандашом.

52. Цветовой гнозис. Называние цветов. Предъявляются для называния цветные карандаши или другие эталоны основных цветов (красный, желтый, синий, коричневый, зеленый, чер­ный). В опыте на идентификацию цветов испытуемому пред­лагается показать называемые экспериментатором цвета: зе­леный, желтый, черный, красный, синий, коричневый.

53. Лицевой гнозис. Узнавание знакомых лиц. Предъявля­ются для узнавания фотографии выдающихся отечественных писателей, например А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Толстого, М. Горького, В. Маяковского и др.

В другом опыте предлагается выбрать фотографии незнако­мых лиц, по заданному образцу. Предъявляются одновременно 3 фотографии незнакомых лиц  (масок) — эталоны; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать иден­тичные в соответствующем наборе из 25 фотографий Опыт проводится три раза и с тремя фотографиями. Если испытуе­мый не справляется с заданием (все три пробы делает с ошиб­ками), то опыт проделывают трижды с двумя или одной фотографией (рис. 8). Вариантом этого опыта является выбор фотографий незнакомых лиц при кратковременном предъявле­нии заданных образцов. Испытуемому предъявляются одно­временно 3 фотографии-эталона на 10 с и предлагается запом­нить их. Затем требуется выбрать идентичные из 25 фотографий соответствующего набора. Дальше опыт проводится в та­кой же последовательности, что и предыдущий. Эта проба, как и другие такого же типа, направлена на исследование кратко­временной зрительной памяти. Стимульным материалом яв­ляются изображения со строго индивидуализированными свой­ствами.

праксис – предыдущая | следующая – пробы на категоризацию

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание