canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Праксис - это еще один блок из нейрофизиологического обследования. Анализ двигательных движений производится в нейрофизиологическом обследовании при помощи пробы праксиса.

Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

VI.   Праксис. Исследованию праксиса предшествует тщательное знакомство с данными клинического анализа двигательных функций: силы и точности движений, состояния мышечного тонуса, наличия гиперкииезов и т. д. не только в конечностях (руках), но и артикуляторного аппарата.

35. Идеаторный и идеомоторный праксис исследуют да­лее, предлагая больному выполнять действия с реальными предметами, например: зажечь спичку, причесаться, расстег­нуть и застегнуть пуговицу и т. д.; действия с воображаемыми предметами, например: показать, как пилят дрова, забивают гвозди, размешивают сахар в чашке; символические действия: попрощаться, поманить пальцем, отдать воинское приветствие и др.

36. Конструктивный праксис. Складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квад­рата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрез­ков (комплексная фигура Рея). Рисование (без образца) по заданию: домик, человечек, звезда, куб, ромашка, циферблат. Рисование геометрических фигур с перевертыванием их на 180°, например треугольника с заштрихованным углом, тра­пеции с треугольником внутри и т. д.

37. Динамический праксис (по А. Р. Лурия). Проба «ку­лак— ладонь — ребро» выполняется по зрительному показу одной (здоровой) рукой; при этом больному предлагается по­следовательно ударять по столу кистью руки, сжатой в кулак, плашмя и ребром: кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь; ладонь — ребро — кулак и т. д. Проба на реципрокную координацию движений (по Н. И. Озерецкому), при которой больному предлагается одновременно сжимать в кулак одну руку и распрямлять другую; эти движения чередуются не­сколько раз. Проба проводится при отсутствии у больных явлений пареза. Проба па усвоение заданной последовательно­сти движений пальцев рук (постукивание по столу) по зри­тельному показу, например: II—III—IV пальцы; I—V—I паль­цы и другие варианты. Проба на усвоение заданной последо­вательности движений пальцев по пропрпоцептивпому показу (глаза испытуемого закрыты, порядок движений демонстри­руется с помощью пассивных движений пальцев эксперимен­татором), например: I — III — II пальцы; II — I — IV пальцы и т. д. Воспроизведение заданного графического стереотипа, на­пример: заполнить строчку как можно быстрее следующей се­рией: XX000XX000XX. . . или 6660066600. .. Могут быть и дру­гие варианты проб на динамический праксис, при выполнении которых обращается особое внимание на дезавтоматизацию двигательного акта, персеверации, эхопраксии.

38. Оральный праксис. Простые движения губ и языка: вы­сунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.

При оценке результатов выполнения проб по разделу «прак­сис» необходимо выяснить, какие нарушения могут быть обус­ловлены речевыми расстройствами (неудержанис ряда, отчуж­дение смысла слов и т. д.). Следует также охарактеризовать особенности двигательных операций (дискоординаторные на­рушения, персеверакои, эхопраксии, истощасмость и т. д.), их адекватность в отношении заданной экспериментатором ситу­ации (например, в ответ на предложение поманить пальцем, грозить им и т. п.). Учитывается способность испытуемого пра­вильно opi ептировать одежду по отношению к собственному телу (аир ксия одевания), а также ошибки в левом (чаще) или правом (реже) поле зрения и другие особенности тонких целенаправленных движений и действий.

VII. Неречевой слуховой гнозис. Пробы на узнавание не­речевых звуков, включая музыкальные мелодии и ритмы, про­водят чаще всего в процессе исследования речевой функции, но выделяются в самостоятельный раздел. При этом, так же как и при исследовании различных сторон речи, предвари­тельно знакомятся с состоянием более элементарных сторон слуха п слуховым вниманием.

39. Узнавание знакомых звуков и их последовательностей: шелест бумаги, звон монет, хлопание в ладоши и др.

40. Узнавание (идентификация) ритмов. Экспериментатор задает ритм постукиванием по столу — испытуемый должен найти идентичный среди других на схеме.

41. Узнавание мелодий известных песен, пропеваемых экс­периментатором.

42. Воспроизведение предъявленных на слух ритмических последовательностей. В одном из вариантов опыта больному может быть предложено при этом зажать язык между зубами.

43. Воспроизведение любых, знакомых испытуемому мело­дий.

VIII.  Схема тела.

44. Право-левая ориентировка. Испытуемого просят показать: свою левую руку, правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым), левую руку экспериментатора (сидит напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).

45. Пальцевой гнозис. Испытуемого просят показать паль­цы по вербальной инструкции: указательный палец, мизинец, средний, большой, мизинец, безымянный. По подражанию: по­казывают III палец, V палец, II палец, III палец, IV палец, I палец. При этом экспериментатор показывает пальцы попе­ременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз поло­жение кисти в пространстве. Нередко также используется проба, когда больному предлагается узнать при закрытых глазах, какие пальцы двигаются пассивно врачом.

46. Воспроизведение позы пальцев по подражанию. Экспе­риментатор при этом сидит напротив испытуемого.

47. Воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук. Экспериментатор при этом также сидит напротив испытуемого. Последние две пробы в равной степени имеют отношение и к исследованию праксиса, в частности зрительно-пространственной организации движений. При анализе ошибок следует учитывать данные исследования праксиса, в частно­сти рисунки «лица», «ромашки» и др., в которых могут отме­чаться ошибки в левом поле зрения. Учитываются также данные клинико-психологического наблюдения за больным (не-осознание им паралича и других дефектов — анозогнозии, на­рушений чувствительности и других расстройств). Необходимо также отмечать нарушения называния пальцев рук в исследо­ваниях пальцевого гнозиса.

чтение и счет – предыдущая | следующая – гнозис

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика