Советский психолог Рубинштейн весьма принципиально отметил, что психология, развивавшаяся в XIX веке в качестве самостоятельной науки, по своим философским предпосылкам была еще наукой XVIII века. (Это мы продемонстрировали в главе об историческом развитии психологии.)
Начало XX века было периодом кризиса в психологии, борьбой за философскую основу и методологические принципы.
Мы уже упоминали о том, что неудовлетворительной была также модель психологии, стремящаяся превратиться в физику или химию в области психической жизни. Борьба велась именно против изоляции, механического понимания психической жизни, против квалификации и статичности более старой психологии, которая, как мы уже знаем, в ощущениях усматривала элементы психической жизни, «складывание» которых подчиняется ассоциативному закону так же, как физические явления подчиняются гравитационному закону.
В особенности это были глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология, бихевиоризм и павловизм (советская рефлексология вообще), которые благодаря своим новым теориям знаменовали собой плодотворное начало, а иногда и ложные пути.
1. Глубинная психология
Это направление имело и имеет до настоящего времени решающее влияние на психологические теории на Западе и проникло и в медицину в виде психоаналитической психотерапии (влияние, которое коснулось некоторых работников и у нас). Название «глубинная психология» принадлежит трем, в настоящее время уже только историческим направлениям (ожившим, однако, в других формах): психоанализу Фрейда, индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга.
Глубинная психология понимает сознательную психическую жизнь только как выражение очень сложных, бессознательных и подсознательных процесов человеческой личности, которые составляют ее собственное ядро. Это ядро имеет характер влечений. Все современные модификации (включая американскую и европейскую психосоматику) основаны на этом мнении.
а) Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939), родившегося в моравском Пржиборе, вначале был лечебным методом неврозов и особенно истерии. Затем он стал научно-исследовательским методом и, наконец, самостоятельной дисциплиной, которая сделала попытку философского объяснения человеческой культуры и смысла жизни вообще! Можно сказать, что психоанализ был сначала открытием катартической абреакции невротических симптомов. Ее развитие описал сам Фрейд в своей автобиографической книге «О себе и о психоанализе» (1946). Началом явилось обобщение того, чему научился у Шарко в Сальпетриере (исследование связей между гипнозом и неврозом), и того, что проявилось во врачебном опыте выдающегося венского врача Иоз. Брейера, лечившего в 1880-1882 году с помощью гипноза одну больную, страдавшую истерическими параличами и контрактурами. В гипнотическом сне больная находила взаимосвязи между симптомами заболевания и травматизирующими обстоятельствами из ее жизни, оттесненными в подсознание и неосознанными в состоянии бодрствования. В гипнотическом сне больная на эти связи реагировала бурным аффектом, «завершала подавленный психический процесс», отреагировала на напряжение, произошел «катарзис». (Необходимо сказать, что аналогичные результаты получил одновременно и Жане). После предварительного сообщения «О психическом механизме истерических явлений» (1893) и после опубликования книги «Исследования истерии» в 1895 году Брейер с Фрейдом разошлись. (Стоит упомянуть о том, что наш соотечественник Юлиус Зейер в своем произведении «Стратоника» «открыл» за год до появления основного сообщения Фрейда подавление, символику сновидений, а также и анализ и теорию невроза, интерпретированную психоаналитически). Сам Фрейд в дальнейшем развил свое учение примерно следующим образом: он пришел к тому убеждению, что невротические явления не вызываются любыми аффективными возбуждениями, а как правило, только возбуждениями сексуального характера, актуальными сексуальными конфликтами или дополнительно влияниями ранее пережитых сексуальных впечатлений, и стал рассматривать неврозы как расстройства сексуальной функции.
Абреактивный катарзис в гипнозе он заменил разбором психической жизни (психоанализом) так, что отказался от гипноза как от лечебного средства и создал метод свободных ассоциаций (которые больной воспроизводил, лежа на койке с закрытыми глазами), а позднее – метод объяснения сна, имеющего, по его мнению, свою (сексуальную) символику, представляющего собой исполнение желания (сексуального) и являющегося, таким образом, «королевской дорогой в подсознание». Следовательно, задачей психоаналитика является обнаружение при помощи анализа причины подавляемых впечатлений, познание того, как и почему цензура «Я» подавила инстинктивные тенденции.
Больной при этом сопротивляется, иногда даже переносит на врача свою ненависть (перенос, transfer) вследствие инстинктивного недостатка сексуальных впечатлений. Сопротивление пропорционально силе подавляемых впечатлений, которые Фрейд относит к периоду детской сексуальности. Сексуальная функция, вначале аутоэротическая (отсюда происхождение нарцизма), проходит в своем развитии через определенные стадии: оральную, садистическоанальную и, наконец, генитальную. Сексуальную энергию Фрейд означает термином «либидо», развитие которого не всегда происходит в вышеуказанном порядке. Иногда происходит фиксация либидо на определенном уровне развития. Если произойдет подавление, то наступает регресс, либидо возвращается к местам фиксации, и это играет решающую роль и для формы невроза.