Исследуя акцентуации характера и психопатии у подростков, А.Е. Личко (1979) подчеркивал взаимосвязь между акцентуацией характера, типом неправильного воспитания и формирующимся в результате типом психопатического развития личности подростка. Нарушения взаимоотношений подростка с родителями и патологический стиль семейного воспитания он рассматривал как факторы, провоцирующие усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, психогении. Автором были выделены следующие типы патологического семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, воспитание в условиях жестоких взаимоотношений и повышенной моральной ответственности.
По данным А.Е. Личко, гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т.д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований. Гипопротекция может оказаться пагубной при гипертимной, эпилептоидной, лабильной, шизоидной ацентуациях, обусловливая наслоение на них черт неустойчивого типа. В то же время при сенситивной и психастенической акцентуациях «обнаруживается поразительная устойчивость в отношении нарушений поведения в условиях гипопротекции».
ю* |
Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. При доминирующей гиперпротекции ребенок находится в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, что приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. Доминирующая гиперпротекция оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков с их любовью к новизне и развлечениям, легкостью, с которой преступается грань дозволенного, неразборчивостью контактов: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления и устремление туда, где «все можно», т.е.
в асоциальную уличную компанию. При психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях доминирующая гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности. Потворствующая гиперпротекция или воспитание по типу «кумира семьи» культивирует эгоцентрическое желание быть в центре внимания, мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели. Результатом такого воспитания является формирование высокого уровня притязаний ребенка, стремления к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы. Наиболее неблагоприятное влияние данный тип воспитания оказывает при истероидной акцентуации, толкая на психопатическое развитие личности по истероидному типу. Способствует развитию истероидных черт при лабильной, гипертимной, реже — эпилептоидной и шизоидной акцентуациях характера.
Эмоциональное отвержение или воспитание по типу «Золушки» создает психическую травматизацию и ведет к формированию невротических расстройств и психопатическому развитию при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт гипертимной и эпилептоидной акцентуации. На воспитание в условиях эмоционального отвержения истероиды могут реагировать выраженной детской реакцией оппозиции, а шизоиды — уходом в себя.
Воспитание в условиях жестких отношений, проявляясь в душевном безразличии друг к другу, полном пренебрежении к интересам и тревогам других членов семьи, особенно пагубно для эпилептоидного и конформного типов, при которых легче всего начинается психопатическое развитие по эпилептоидно- му типу.
Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных
нарушениях поведения при игнорировании потребностей ребенка. Может проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер, Юстицкис, 1998).
При воспитании в условиях повышенной моральной ответственности от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Повышенная моральная ответственность (предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками психастенической акцентуации, являясь «ударом по месту наименьшего сопротивления», содействуя развитию тревожно-мнительных черт, приводя к затяжному обсессивно-фобическому неврозу или к психопатическому развитию по психастеническому типу (Яичко, 1976, 1979).
индивидуально-психологические особенности родителя – предыдущая | следующая – удовлетворение потребностей ребенка
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.