4.2. Современные представления о патологизирующих стилях воспитания и родительской позиции

При отсутствии у родителя психического расстройства оценивалось возможное негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка индивидуально-психологических особенностей родителя и стиля его воспитания. В связи с необходимостью учета судом «нравственных и иных личных качеств родителей», «возможно­сти создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч. 3 ст. 65 СК РФ) в задачи экспертного исследования входило пре­доставление суду информации, касающейся индивидуально- психологических особенностей родителя, характера его отно­шения к ребенку, его воспитательной позиции и стиля воспи­тания и, в ряде случаев, их соответствия или несоответствия индивидуальным потребностям ребенка.

 

В зарубежной литературе выделяются три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и попуститель­ский (Baumrind, 1991). В экспериментальных исследованиях было показано, что при авторитарном воспитании (Daniel, Wassell, Gillian, 1999; Collins, Maccoby, Steinberg, Hetherington, Bornstein, 2000; Steinberg, Lamborn, Darling, Mounts, Dornbusch, 1994) у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, в связи с чем дети становятся безынициативными. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязан­ности, что ведет к подозрительности, постоянной насторожен­ности и даже враждебности к окружающим. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность к родителям. Наиболее активные, сильные под­ростки сопротивляются и бунтуют, легче поддаются дурному воздействию со стороны сверстников, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как толь­ко могут себе это позволить. Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попы­ток решать что-либо самостоятельно, недостаточно любозна­тельны и не могут действовать спонтанно. По данным иссле­дований, демократический стиль воспитания обеспечивает наилучшие возможности для развития ребенка (Garbarino, Abramowitz, 1992; Steinberg, Lamborn, Darling, Mounts, Dornbusch, 1994). У детей выше уровень самоуважения и ответственности и уровень компетентности. Они уважают авторитеты, более уверены в себе, способны к самоконтролю, обычно добивают­ся большего успеха в жизни. Они менее подвержены негатив­ному влиянию со стороны сверстников и более успешно стро­ят свои взаимоотношения с ними (Collins, Maccoby, Steinberg, Hetherington, Bornstein, 2000). При данном стиле воспитания у детей отмечалось меньше фобий, депрессий и проявлений агрессивности (Steinberg, Lamborn, Darling, Mounts, Dornbusch, 1994), значительно меньше была вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем, вовлечения в преступную дея­тельность (Steinberg, 1996). При попустительском стиле вос­питания (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») ребенок практически не зна­ет запретов и ограничений со стороны родителей или не выпол­няет указаний родителей, для которых характерны неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к огра­ничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асо­циальные группы, поскольку психологические механизмы, не­обходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Они легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия (Simons, Lin, Gordon, 1998), среди них высока склонность к совершению насилия (Steinberg, Lamborn, Darling, Mounts, Dornbusch, 1994). Иссле­дования показали связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением нарко­тиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью (Snyder, Sickmund, 2000; Jacobson, Crockett, 2000). Стайнберг ука­зывает на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы. В подобных се­мьях дети более подвержены таким психологическим пробле­мам, как депрессии и разного рода фобии (Steinberg, 1996), у них часто выявляются нарушения сна (Dworkin, 1997) и отсутствие чувства безопасности.

В российской психиатрии и психологии изучение стилей семейного воспитания и их влияния на психическое и психо­логическое состояние ребенка имеет продолжительную исто­рию. Г.Е. Сухаревой (1959) было описано воспитание в услови­ях повышенной недетской ответственности в случаях, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи, а также воспитание в атмосфере жестоких взаимоотношений в окружении. О.В. Кербиковым (1962) были выделены следую­щие типы неправильного воспитания, наиболее способствую­щие формированию приобретенных психопатий: «гипоопека» и безнадзорность, «гиперопека», «Золушка», «кумир семьи».

психическое расстройство у родителя – предыдущая | следующая – гиперпротекция

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.